Диспраксия (кинестетическая, оральная, идеативная и другие): причины, симптомы, лечение

Возникновение диспраксии в детском возрасте связано с рядом причин. Важным фактором является наследственная предрасположенность. Существуют гены, изменения в которых приводят к неврологическим и двигательным нарушениям. Помимо того, врачи выделяют ряд состояний, которые повышают риск развития патологии:

  • недоношенность;
  • негативное влияние на развивающийся плод со стороны организма матери или окружающей среды;
  • повреждения центральной нервной системы во время родов или после них.

Указанные факторы создают предпосылку для развития неврологических нарушений, в том числе диспраксии. Однозначная причина возникновения патологии в детском возрасте неизвестна.

Нарушения координации и речи у взрослых связаны с вторичным поражением головного мозга — опухоли ЦНС, черепно-мозговые травмы, инсульты и др.

Причины возникновения

Причины появления апраксии кроются в нарушениях работы мозга. Если быть точным, то при различных видах этого заболевания поражаются определённые участки коры больших полушарий; кроме того, может быть нарушена работа мозолистого тела – органа, связывающего два полушария головного мозга. В последнем случае апраксия чаще всего поражает левую половину тела. Причины поражения мозга могут быть самыми разными: это и неправильное лечение черепно-мозговых травм, и новообразования, появляющиеся в мозге естественным путём.

К появлению болезни могут привести и определённые заболевания головного мозга. Это может быть инсульт, деменция, злокачественные и доброкачественные опухоли в мозге, болезнь Альцгеймера, черепно-мозговая травма, болезнь Паркинсона, нарушение мозгового кровообращения и некоторые другие недуги.

Болезнь может возникнуть в любом возрасте – хоть во взрослом, хоть в детском. Детей можно причислить к группе риска, поскольку они нередко подвергаются ударам по голове, черепно-мозговым травмам, имеют аутизм, ДЦП, энцефалит, опухоли головного мозга – все эти болезни могут спровоцировать развитие апраксии. Ведь детский организм значительно хуже защищён, чем взрослый, кости черепа не окрепли в достаточной степени, а эмоциональные реакции не сформировались до необходимых норм. Данное заболевание никогда не появляется само по себе, а всегда является результатом каких-то иных болезней и травм.

Разновидности и проявления в зависимости от возраста

В детском саду основным признаком диспраксии является невозможность автоматической деятельности:

  • вербальной (речевой, оральной) – с расстановкой в должном порядке слов во фразе или при необходимости иной словесной обработки;
  • моторной (двигательной) – при действиях с вещами.

Также такой ребенок характерен:

  • постоянными падениями без причины;
  • разведением «свинства» во время еды;
  • частой потерей вещей;
  • замешательством в порядке действий;
  • затруднениями с пересказом увиденного и с пониманием конструкции вещей;
  • путаницей с левым и правым ботинком;
  • быстрой потерей нити беседы, неспособностью выполнить одновременно сразу два требования воспитателя.

В начальных классах присоединяются признаки диспраксии офтальмологической, или глазодвигательной – неспособности к устойчивому подчинению воле направления взгляда и движений глаз. Вместо того, чтобы следовать за текстом при чтении глазами, ребенок «челночит» головой влево-вправо.

При всем своем обилии симптомы двигательных расстройств у детей сводятся всего к нескольким видам диспраксии:

  • кинетическая с невозможностью контроля движений, требующих быстрого темпа (при беге, прыжках);
  • кинестетическая — каждодневный поиск артикуляционного уклада;
  • идеативная с неспособностью, как к осмыслению действия перед практическим его совершением, так и затруднениями, испытываемыми при его выполнении;
  • выразительная с невозможностью выразить мимикой переживаемые эмоции;
  • деамбулаторная с неспособностью изменить ритм и способ передвижения (с ходьбы на пятках на ходьбу на носках);
  • конструктивная с трудностью рассчитать движение, исходя из трехмерности пространства (воспринимаемого как двухмерное).

Школьники с диспраксией отличаются затруднениями с письмом разборчивым и четким, с обучением чтению. Они устают быстрее одноклассников, хотя задания выполняют медленнее их.

При выполнении движений часто испытывают страх не справиться с «заплетающимися» руками и ногами, особенно в играх и танцах.

Любая критика со стороны вызывает у них отчаяние и уныние, снижая и без того низкую самооценку.

На перемене они одиноко стоят у окна, держась подальше от насмешек сверстников, которые способны довести страдающих диспраксией как до агрессии, так и до депрессии и пропуска занятий.

При сочетании патологии с синдромом Дауна либо Аспергера, с аутизмом либо ДЦП, речи об обучении в социуме не возникает вообще.

Виды апраксий

Апраксий существует достаточно много разновидностей. Чаще всего выполнение произвольных действий нарушается в локальном порядке: расстройство может поражать только одну половину тела, конечность, лицо, а может отражаться только на действиях определённого характера.

Вот некоторые виды подобных расстройств:

Существует и другая классификация апраксий. Так, моторная разновидность имеет место, когда человек испытывает желание произвести последовательность действий, но не может этого сделать. Лобная апраксия заключается в неспособности программировать произвольную последовательность действий.

Диспраксия и все, что нужно о ней знать

является неврологическим заболеванием, в основе которого лежат нарушения в праксисе и планировании движения для достижения заданной цели. Проблемы с праксисом влияют на приобретение новых навыков и выполнение тех, что ребенок уже усвоил.

Диспраксия может влиять на все области развития: физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные, языковые и сенсорные. Она способна нарушать нормальный процесс обучения ребенка.

Отмечу, что диспраксия маскируется под разные нарушения (например, корь или ветряная оспа имеют общий набор симптомов, а диспраксия поражает каждого ребенка не одинаково: в разном возрасте и на разных стадиях развития, в разной степени).

Причины данного нарушения неизвестны, ведутся исследования. Эксперты полагают, что диспраксия возникает, когда нервные клетки человека, управляющие мышцами (двигательными нейронами), развиваются неправильно. Если моторные нейроны не могут сформировать правильные соединения, мозг будет обрабатывать данные гораздо дольше. Многие утверждают, что это наследственное заболевание. общий набор симптомов, а диспраксия поражает каждого ребенка не одинаково: в разном возрасте и на разных стадиях развития, в разной степени).

Диспраксия является скрытым расстройством, так как при типичных обстоятельствах дети могут казаться ничем не отличающимися от своих сверстников, пока новые навыки не будут испытаны или не станут известны из контекста, или когда трудности могут стать очевидными.

Симптомы расстройств движений туловища и конечностей встречаются достаточно часто. Двигательные нарушения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижение в пространстве. Диспраксия влияет на активные действия с различными предметами и инструментами, освоение навыков письма, занятия спортом и играми. В результате двигательных расстройств у детей может утрачиваться мотивация к играм и любой другой деятельности.

  • Диспраксия нарушает развитие грубых двигательных навыков, таких как ходьба или прыжки. Так же может повлиять на мелкую моторику: движения рук (для навыка удержания предмета и навыка письма в последствии) движения рта и языка (для правильного произнесения слов).
  • Диспраксия способна влиять на социальные навыки. Дети с диспраксией могут вести себя неподвижно, например в играх.
  • Двигательные расстройства часто встречаются в качестве коморбидных состояний при таких нарушениях развития, как СДВГ, алалия и аутизм.

Идеаторная диспраксия

Каждый раз, когда ребенку в руки попадается какой-либо предмет, он познает и его предназначение.
Все знакомые ребенку действия , в том числе касающиеся собственного тела и речевой моторики, сохраняются в виде идеомоторных и процедуральных программ памяти.
На этапе освоения какого-либо действия участвуют теменно-лобные доли, а потом уже процедуральная память мозжечка и подкорковых структур.

Например, навык езды на велосипеде. В новых обстоятельствах данный навык ребенок может перенести на любую другую модель велосипеда, даже если он им ранее не пользовался.

Идеомоторная диспраксия

Это разговор о том, «ЗАЧЕМ» осуществляется действие.

За данную функцию отвечает вентральные перцептивные пути (нижне-височные структуры). Если у ребенка нарушен идеомоторный праксис, это значит, что у него теряется способность к выполнению сложного действия. Части одного действия не могут осуществляться в определенной последовательности. Такие действия проявляются у детей после одного года. Например, кушать ложкой. Ребенок, меняющий пеленку у куклы, так же задействует свой идеомоторный праксис. При идеомоторной диспраксии, могут воз-никнуть трудности с расчесыванием волос или с тем, чтобы помахать рукой на прощание.

Чаще данное нарушение встречается у детей с умственной отсталостью, так как чтобы осуществлять последовательное действие, необходимы: память, внимание, внутренняя речь, рабочая память.

Конструктивная диспраксия

Присутствуют трудности при рисовании, конструировании, одевании, завязывании шнурков (каждому навыку, разумеется, соответствует адекватный для него возраст ребенка).

Так же, сложности отмечаются в занятиях спортом и играх, при которых требуются пространственные представления. Дети с этим видом диспраксии могут испытывать трудности при копировании геометрических рисунков.

Дыхательная апраксия

Можно вынести в отдельную группу расстройств. Это нарушение произвольного дыхания и, часто, потеря способности произ-вольно менять его ритм. Она возникает при поражении премоторных зон ко-ры больших полушарий. При наличии дыхательной диспраксии у ребенка может быть нарушен произвольный акт глотания.

  • Раздражителен и трудно успокаивается от рождения

Проблемы с кормлением: аллергия на молоко, колики, ограниченная диета

  • Трудности со сном: проблемы, связанные с установлением монотонной обстановки (например, ритуалы отхода ко сну)
  • Задержка сенсомоторного развития: неспособность сидеть без посторонней помощи, переворачиваться из стороны в сторону, может отсутствовать стадия ползания
  • Высокие уровни двигательной активности: ребенок постоянно двигает руками и ногами
  • Повторяющееся навязчивое поведение: движение головой из стороны в сторону
  • Ребенок чувствителен к высоким уровням шума
  • Продолжающиеся проблемы с развитием навыков кормления
  • Приучение к горшку откладывается на поздний срок
  • Избегает конструкционных игрушек, таких как Lego
  • Отсроченное развитие речи: отдельные слова, не соответствующие возрасту 3-х лет
  • Очень эмоциональный ребенок: его легко встревожить, частые вспышки неконтролируемого поведения
  • Трудности с концентрацией
  • Для примера: сводка поведения (3 – 5 лет)

    Очень высокий уровень двигательной активности: ноги качаются, постукивают, руки хлопают или скручиваются. Ребенок не может оставаться на одном месте более 5 минут. Высокая возбудимость: голос громкий и пронзительный. Ребенок легко расстраивается, истеричен. Двигается неловко: постоянно натыкается на предметы и падает; не может освоить трехколесный велосипед. Нет чувства опасности, может прыгать с неадекватной высоты.

    Такого ребенка могут назвать грязнулей: часто разливает жидкость из чашек для питья, предпочитает использовать пальцы для приема пищи. Проблемы с выполнением тонких движений, таких как завязывание шнурков, закрывание кнопок и молний. У такого ребенка плохо развита моторика: испытывает затруднение в использовании ручки, карандаша, ножниц. Рисунки не соответствуют возрасту. Держится обособлено в группе сверстников: предпочитает взрослую компанию. Колеблется в большинстве действий, кажется медлительным ребенком. Чувствителен к сенсорной стимуляции: реагирует на высокий уровень шума ( пылесос, крики детей, блендер). Ребенку не нравится носить новую одежду. Будет наблюдаться ограниченный ответ на устные инструкции ( время отклика замедленное, проблемы с пониманием). У такого ребенка ограниченная концентрация: задачи часто остаются незавершенными.

    Например: Катя, принеси стакан со стола. Катя пошла за стаканом, увидела куклу, задача не выполнена. И это повторяется достаточно часто в течение дня, ежедневно.

    Диспраксия неизлечима, но ранее вмешательство значительно упрощает жизнь ребенка.

    Как проявляется диспраксия во взрослой жизни:

    • Плохая осанка и частая усталость
    • Писать и рисовать трудно
    • Трудно координировать обе стороны тела
    • Сложно различить слова на слух (нарушение фонематического слуха: печёт-течёт)
    • Трудности в элементарных навыках: бритье, нанесение макияжа, завязывание шнурков
    • Повторяющееся навязчивое поведение: движение головой из стороны в сторону
    • Плохая зрительно-моторная координация
    • Меньше чувствительности к невербальным сигналам
    • Трудно отличить звуки от фонового шума
    • Заметное отсутствие ритма при танцах или тренировках
    • Трудно запомнить простую танцевальную связку с первого раза

    Лечение и диагностика диспраксии

    Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем лучше будет его прогноз.

    Рекомендую обратиться к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, нейропсихологу, кинезеотерапевту. Они оценят способность ребенка справ-ляется с повседневными функциями как дома, так и в садике. Затем они по-могут ему развить те навыки, которые необходимые для повседневной жизнедеятельности.

    Диспраксия — что это за болезнь?

    Рассматривается такое заболевание, как диспраксия, часто диагностируемая у детей раннего возраста. Что это за болезнь, каковы симптомы диспраксии и как с ней бороться ребенку и родителям.

    У этих людей все валится из рук, они неуклюжи и часто даже падают на ровном месте. Всему виной – Диспраксия — заболевание, заключающееся в нарушении координации, вследствие необратимых неврологических процессов.

    Этот диагноз ставят в раннем детстве и, если не заниматься ребенком, можно обречь его на несчастную и бесцельную жизнь. Этот недуг можно и нужно подчинить себе, чтобы ребенок в будущем мог жить полноценной жизнью.

    Смысл жизни нашей — непрерывное движение.

    Коррекция диспраксии

    Самостоятельная диагностика и коррекция данного нарушения не являются эффективными, поэтому при подозрении на диспраксию необходимо обратиться за консультацией к неврологу и нейропсихологу.

    Очень часто дети с диспраксией являются клиентами логопеда или дефектолога, поскольку имеют нарушения речи и познавательных способностей. То есть в таких случаях расстройство сферы произвольных действий отдельно не выделяется и идет «фоном» про отношению к речевым и иным диагнозам (СДВГ, РАС, дизартрия, алалия, ЗПМР, ЗПР, ЗРР, ЗПРР). Диагноз «диспраксия» при этом отдельно в заключениях логопеда, дефектолога, невролога может не фигурировать (однако при нейропсихологическом обследовании специалист обязан упомянуть о нем).

    Достоверно диагностировать диспраксию можно с 4-х лет. Это нарушение требует длительной коррекции. Полностью избавиться от диспраксии почти невозможно, и фрагментарные последствия будут оставаться и во взрослом возрасте. Но скорректировать диспраксию так, чтобы она не затрудняла повседневную жизнь и не приводила к дальнейшим нарушениям познавательной сферы (например, дискалькулии, дислексии, дисграфии) все же реально.

    Коррекционная программа включает комплекс следующих направлений:

    • неврологическая коррекция (с целью помочь мозгу наладить работоспособность, скомпенсировать последствия гипоксически-ишемических повреждений и других нарушений);
    • нейропсихологическая коррекция;
    • психологические методы – направлены на систематизацию и организацию мышления ребенка, а также коррекцию сопутствующих расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы; психолог помогает родителям найти контакт с ребенком и сделать семейное воспитание более гармоничным;
    • логопедические – предотвращение задержки речевого развития (ЗРР присутствует в большинстве случаев диспраксии), коррекция артикуляторной диспраксии, помощь в формировании связной речи, программы речевого высказывания, профилактика дислексии, дисграфии, дискалькулии;
    • кинезиотерапия, ЛФК, бассейн, сенсорная интеграция.

    Сложность коррекции диспраксии заключается в том, что навык не переносится в другие условия. То есть если ребенок научился играть в большой теннис и отбивать ракеткой мячи, то настольный теннис и бадминдтон все равно вызовут большие затруднения. Поэтому каждый навык должен отрабатываться на большом количестве разнообразного материала и в различных условиях. Коррекция диспраксии обязательно должна быть комплексной. В программу должно включаться воздействие на сенсорику (предпосылку формирования праксиса), занятия по составлению алгоритмов действий и выполнению серий движений, а также отработку имеющихся и новых навыков. Также обязательно должна быть профилактика сопутствующих расстройств.

    Если у вашего ребенка поставлен диагноз «диспраксия» и он нуждается в коррекции, или вы только подозреваете наличие данного нарушения и хотели бы провести квалифицированную диагностику, звоните в наш Центр по тел.: (812) 642-47-02 и записывайтесь на прием к специалисту.

    Прогноз

    Прогноз при диспраксии благоприятный. Заболевание хорошо поддается коррекции и не приводит к инвалидности. Эффективность терапии зависит от своевременности выявления нарушений. Если ребенок длительное время растет с нарушениями речи, это негативно влияет на его способность к обучению. Больные плохо осваивают чтение, письмо и отличаются низкой успеваемостью в школе. При выявлении болезни, важно определить, где учить детей с диагнозом диспраксия. Если у пациента наблюдается значительное отставание в навыках от сверстников, он может быть направлен в специализированное образовательное учреждение.

    Диспраксия — заболевание, характеризующееся медленным освоением моторных навыков и речи. Патология нуждается в раннем выявлении и начале комплексного лечения с применением лекарственных препаратов, немедикаментозных методов и упражнений для коррекции нарушений. Говоря о том, в чем различия между апраксией и диспраксией, специалисты отмечают, что в первом случае двигательные навыки осваиваются крайне медленно и не в полной форме, что приводит к существенному снижению качества жизни пациента.

    Праксис

    Праксис в переводе с греческого означает «действие», в понимании медицины – это высшая нервная функция, которая обеспечивает способность совершать последовательные целенаправленные действия. Обучение выполнения сложных движений происходит в детстве с участием различных подкорковых ганглиев и зон коры головного мозга. В дальнейшем часто выполняемые ежедневные действия доходят до автоматизма и их обеспечивают преимущественно подкорковые структуры. Утрата обретенных в детский период двигательных навыков с сохранением двигательной сферы и адекватного мышечного тонуса получило в медицине название апраксия.

    В чем разница между кинестетической апраксии и кинетической апраксией? Первая возникает, если поражаются средне-нижние отделы больших полушарий. Вторая связана с поражением нижних отделов, которые ответственны за серийную организацию и автоматизацию движений.

    Классификация

    В зависимости от характера возникновения патологии в детском или во взрослом возрасте, все случаи болезни разделяют на первичные и вторичные. Для первичных форм характерно появление симптоматики без нарушения строения структур головного мозга. Если симптомы отмечаются на фоне заболеваний ЦНС, то врачи ставят диагноз вторичного поражения.

    Для подбора лечения специалисты выделяют следующие виды диспраксии:

    1. Артикуляционная — нарушено звукопроизношение при сохранности целостности речевого аппарата. Ребенок не может выстроить слова в предложении в правильном порядке и плохо выражает свои мысли. Вербальная диспраксия характеризуется сопутствующими нарушениями процесса чтения.
    2. Моторная – характеризуется ошибками во время выполнения повседневных действий: завязывания шнурков, письма, приема пищи и др.
    3. Офтальмологическая — нарушения работы глазодвигательных мышц. Дети испытывают трудности во время чтения, так как вынуждены при движении по строчкам поворачивать голову, а не следить за словами взглядом.
    4. Идеативная – проявляется нарушением способности к выполнению повседневных и рутинных задач. Пациент не может подобрать правильный алгоритм действия для конкретной ситуации.
    5. Выразительная – основные изменения наблюдаются в эмоциональной сфере, неумении правильно выражать эмоции, что затрудняет общение с другими людьми. В ответ на улыбку, больной начинает хмуриться и др.
    6. Кинестетическая – связана с нарушением мелкой моторики.
    7. Деамбулаторная – проявляется затруднениями при смене характера движения. Например, ребенок длительное время не может остановиться после бега или прекратить писать.
    8. Конструктивная – связана с трудностями при ориентировке в пространстве.

    У некоторых пациентов могут присутствовать несколько типов заболевания одновременно. Подобное состояние наблюдается при нарушении работы различных отделов головного мозга.

    Диспраксия: симптомы, причины, виды. Коррекция речи детей с вербальной диспраксией

    Все люди бывают иногда неуклюжи, неповоротливы. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это непросто неуклюжесть, а именно невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями. Поговорим о том, что такое диспраксия, как ее диагностировать и лечить.

    Особенности речи детей с вербальной диспраксией

    Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

    При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

    • искажение фонетических характеристик звуков;
    • замены фонем;
    • отсутствие автоматизации звуков;
    • пропуски согласных и гласных звуков;
    • перестановки слогов;
    • смешение освоенных фонем;
    • лексико-грамматические нарушения;
    • сложность в построении фраз, предложений.

    Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

    Отличия от дизартрии

    Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:

    • Ребенок ищет артикуляционную позу
    • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
    • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

    Отличия от моторной алалии

    Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

    • богатый словарный запас;
    • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
    • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
    • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

    Методы лечения

    Разные виды данной болезни имеют неодинаковую возможность лечения. Однако во многих случаях от заболевания можно успешно избавиться или хотя бы купировать его.

    Консервативное лечение апраксии предполагает приём определённых препаратов. Это ноотропные средства, препараты для улучшения мозгового кровообращения, лекарства, нормализующие кровяной тонус, антиагреганты, антихолинэстеразные вещества. Большое значение имеют и специфические методы лечения: трудотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, занятия с логопедом, приём у психолога. В ряде случаев способность к сложным действиям можно скорректировать, внимательно наблюдая за своими движениями. В некоторых случаях применяют хирургическое лечение апраксии, особенно если болезнь вызвана новообразованиями в головном мозге.

    Замечено, что пациенты разного возраста излечиваются с разной степенью успешности. Наиболее быстро и легко происходит восстановление «праксиса» у детей, а во взрослом, пожилом и старческом возрасте излечение происходит медленнее и менее успешно.

    Следует заметить, что если некоторые виды нарушений праксиса остаются незаметными для больного и окружающих, то другие существенно ограничивают жизнедеятельность пострадавшего, и за ним устанавливается тщательное наблюдение и уход. Особенно тяжёлыми являются такие виды заболевания, как, например, нарушение пространственного восприятия; самостоятельное передвижение для таких людей может представлять серьёзную опасность. Кроме того, многие виды апраксии негативно сказываются на профессиональной деятельности и делают невозможной карьеру в ряде профессий. Это может наносить пострадавшим психологическую травму, поскольку все остальные «составляющие» сознания у них сохраняются.

    В целом человек, к примеру, способен водить автомобиль, хочет это делать и ранее мог быть нормальным водителем; нарушение «праксиса» лишило его этой возможности, что явилось для него психологическим ударом. Таким людям необходима консультация психолога. Нельзя допускать, чтобы человек был начисто «вычеркнут» из жизни. Можно организовать подбор профессии и подходящего вида деятельности, где двигательные нарушения не будут играть существенной роли. К примеру, если болезнь выражается в нарушении ходьбы, то человек вполне способен работать за компьютером. Нарушение речи не препятствует писательской деятельности. Известны актёры, политики и другие знаменитости, имеют ту или иную разновидность этой болезни.

    Один из известных людей, страдающих расстройством «праксиса», — актёр Дэниел Рэдклифф, сыгравший Гарри Поттера в серии фильмов о нём. Несмотря на своё заболевание (он, в частности, не может завязывать шнурки на обуви), он продолжает сниматься и ведёт полноценную творческую и общественную жизнь. Рэдклифф нередко даёт советы тем, кто страдает той же болезнью, и старается всячески их поддержать. В 2020 году актёр сыграл главную роль в очередном фильме – сериале «Чудотворцы».

    В целом можно сказать, что апраксия – не настолько тяжёлое заболевание, чтобы превращать человека в «овощ». Серьёзные двигательные нарушения, распространяющиеся на всё тело, происходят довольно редко. Бывало, что люди с куда более серьёзными заболеваниями продолжали нормальную жизнь и даже не уходили из своих профессий. Рок-музыкант Сэт Путнам продолжал быть вокалистом своей группы даже после того, как у него оказалась полностью парализована половина тела.

    Виды диспраксии

    Классифицируют диспраксию либо по структуре (какой именно компонент схемы действия нарушен) и локализации в коре, либо по виду нарушенного праксиса. Праксисы подразделяют по сфере осуществления движений и по органу, который участвует в действии. Например, артикуляторный или оромоторный – это значит праксис, осуществляемый в артикуляторном аппарате. Мануальный праксис – означает, что нарушены действия, осуществляемые рукой. Пространственный – значит связанный с пространственными представлениями. Кинестетический – связанный с недостаточностью интеграции движения и кинестетики. И так далее. Нет единой утвержденной классификации видов праксиса, у разных авторов перечень будет немного разным. Соответственно видам несформированного праксиса подразделяют и диспраксии.

    Наиболее часто выделяют следующие виды:

    Мелокинетическая апраксия

    Кинетическая апраксия конечностей или мелокинетическая апраксия определяется как повреждение либо утрата кинетических энграмм, что приводит к нарушению или ослаблению простых, хорошо знакомых моторных действий. Подобные нарушения в большинстве случаев ограничиваются малой группой мышц на одной конечности, противоположной поврежденной части мозга. Почему возникают различные виды кинестетической апраксии?

    Заключение

    Такое заболевание, как диспраксия считается весьма сложным и практически неизлечимым. Ученые пока не изобрели препаратов для устранения симптомов и последствий этого недуга.

    Но если планомерно заниматься развитием ребенка, уделять ему огромное количество времени, можно добиться весомых результатов, улучшить его самочувствие, придать уверенности и настроить на полноценный образ жизни.

    Обновлена: 19.02.2020, 12:19 Количество слов: 1385 Время на чтение: 7 мин.
    Распечатать 🖶
    Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 8 397 раз!
    Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 7 раз!

    Спасибо за подписку! Ссылка на скачивание книги Вам будет отправлена по email.

    Алиса , 18 мар, 2020 243 671 просм. • 1 отв. • 64 комм.

    Владислава , 17 мар, 2020 11 875 просм. • 1 отв. • 25 комм.

    Алина , 02 мар, 2020 52 313 просм. • 1 отв. • 38 комм.

    Антонина , 02 мар, 2020 1 374 просм. • 1 отв. • 0 комм.

    Антонина , 02 мар, 2020 3 554 просм. • 1 отв. • 6 комм.

    Диагностические мероприятия

    Выявлением и коррекцией диспраксии занимается невролог, психиатр и логопед в зависимости от имеющихся у больного симптомов. Для диагностики заболевания проводят ряд общих тестов и различные методы обследования.

    Врач просит ребенка с подозрением на диспраксию снять, а затем одеть верхнюю одежду, нарисовать любой предмет. Для оценки движения глаз, специалист медленно проводит перед ними ручкой или фонендоскопом — пациент следит за ними, не поворачивая головы. Для оценки развития речи подходит беседа на общие темы. При этом оценивается словарный запас, грамматика и правильность произношения звуков. Изучение мелкой моторики осуществляется с помощью сбора мозаики и др.

    1. Сбор анамнеза. Во время разговора с ребенком и родителями важно выявить возможные предрасполагающие факторы к развитию заболевания: внутриутробная патология, родовые травмы, органические поражения головного мозга в детстве и др.
    2. Клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи необходимы для выявления сопутствующих болезней и оценки общего состояния здоровья.
    3. При подозрениях на органические дефекты в структурах центральной нервной системы проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют оценить строение головного мозга и обнаружить отклонения.

    Интерпретирует результаты исследований только врач. Попытки самостоятельной постановки диагноза с подбором лечения может стать причиной быстрого прогрессирования патологического состояния и развития осложнений.

    Апраксия — утрата возможности совершать целенаправленные движения

    Представьте себе человека, который не в состоянии собрать модель из конструктора, даже если перед ним лежит образец. Не следует думать, что у этого человека неразвитый интеллект: пресловутый «ай-кью» у него может быть намного выше среднего; однако он может при этом страдать расстройством, известном как апраксия. Что же это такое и можно ли его лечить или корректировать?

    Кинестетическая апраксия: признаки, причины возникновения, методы лечения

    Апраксией является расстройство способности осуществлять последовательные действия с сохранением необходимого объема двигательных и сенсорных функций. Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении подкорковых узлов и разных отделов коры мозга.

    Диагностируется заболевание с учетом данных неврологических обследований, включающих нейропсихологические специфические пробы. Причина диагностированных нарушений определяется с помощью методов нейровизуализации. Терапия кинестетической апраксии зависит от локализации того или иного поражения, производится с применением нейрохирургических, медикаментозных и реабилитационных методов. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

    Симптомы

    Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

    • Нарушения осанки
    • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
    • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
    • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
    • Изменения сна
    • Излишняя раздражительность
    • Трудности с равновесием
    • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
    • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
    • Путаница сторон
    • Дисграфия
    • Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

    Причины возникновения диспраксии у детей

    Если у взрослых нарушение праксиса (апраксия) обусловлено преимущественно корковыми поражениями, то у детей более важную роль играет своевременное созревание (или несозревание) подкорковых структур. Поэтому диспраксия развития носит чаще неспецифический характер (нарушено несколько видов праксиса и общая моторика) и сопровождается нарушениями сенсорного развития и эмоционально-волевыми, поведенческими расстройствами. Среди факторов развития диспраксии выделяют патологию течения беременности и родов и патологию периода новорожденности.

    На сегодня выделяют две формы диспраксий с точки зрения этиологии. Первичная форма обусловлена несформированностью собственно двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».

    На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.

    Другая форма диспраксий – это так называемые вторичные диспраксии. Они обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации у ребенка. Самая первая форма мышления у ребенка – это сенсомоторная. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах. Позже – подползти, подойти, подбежать. Все мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Но и сами ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве. Сенсомоторный базис, который постепенно у него накапливается, позволяет сформировать ребенку картину окружающего мира, схему своего собственного тела. И уже на этой основе у него формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. Таким образом, при различных формах дизонтогенеза развиваются и дисфункция сенсорной интеграции, и диспраксия как две стороны единого процесса познания мира.

    Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, и клиническая картина более тяжелая.

    Обе группы нарушений праксиса у детей исследовала и описала в своей статье «Проблема постановки диагноза «Диспраксия развития» в детском возрасте» (2011 г.) невролог, доктор медицинских наук Ю. Е. Садовская с соавторами. Она приводит статистику, что при вторичной форме диспраксии намного чаще, чем при первичной, встречаются следующие сопутствующие расстройства: дефицит контроля эмоций и поведения, коммуникативный и сенсорный дефицит. Задержка речевого развития, речевой и когнитивный дефицит встречаются одинаково часто при первичной и вторичной форме диспраксии. Также важно отметить, что при вторичной форме дети чаще стремятся избежать выполнение задания, проявляют негативизм, испытывают психологические трудности, чувствуя себя не такими, как все. То есть социальная адаптация у детей с вторичной диспраксией, как правило, затруднена. Дефект двигательной сферы у них более обширный, затрагивает больше видов произвольных действий (при первичной форме – более «точечный»).

    Признаки недуга

    Симптомы заключаются в неловкости, постоянно проявляющейся неуклюжести. Дети в саду и школе постоянно смеются над такими сверстниками, а между тем, они требуют профессионального подхода в обучении и образовании.

    Диспраксичные дети пассивны, отказываются от вовлечения в общее веселье. Они быстро устают и не хотят часто и помногу двигаться.

    В числе явных симптомов заболевания:

    1. Чувствительность к прикосновениям, даже легким.
    2. Невозможность поймать мяч ни при каких обстоятельствах, даже с огромными усилиями.
    3. Падают на ровном месте.
    4. Не умеют рисовать, плохо читают.
    5. Не могут самостоятельно кушать до 5-6 лет, что является довольно поздними показателями развития.
    6. Демонстрируют крайне плохую память при сносном мышлении.
    7. Не могут поехать на велосипеде.
    8. Страдают географическим кретинизмом.
    9. Часто хаотично двигаются, когда не знают направления движения

    У пациентов с диагнозом диспраксия нарушена осанка, имеются задержки в росте, особенностях развития. К примеру, ребёнок и в 2 года не может нормально ходить и даже сидеть. Он не концентрирует взгляд в одной точке, раздражителен, у него нарушен сон. О полноценном равновесии не может быть и речи.

    Когда дело доходит до обучения, оно проходит весьма сложно, с трудностями и промедлением.

    Диагностируют недуг в раннем возрасте. Если малыш не может элементарно самостоятельно одеться, нарисовать простейший предмет или даже животное, стоит показать его доктору-невропатологу

    Примеры

    Они состоят в очень явных и характерных проявлениях заболевания. Некий Марк из обычной семьи, чьи родители не страдали генетическими недугами, был очень медлителен и имел большие проблемы в координации и общении со сверстниками. Врачи быстро поставили диагноз и начали лечение.

    При интенсивных усилиях родителей, общей физиотерапии и применении терапевтических методов, ребенок быстро пошел на поправку и частично восстановил двигательные функции, речь.

    Симптомы заболевания

    Кинестетическая апраксия часто определяется такими специфическими признаками: чрезмерная сутулость, шаркающая походка, внезапная остановка, невозможность перешагнуть препятствие. При этом пациенты зачастую не осознают собственное состояние. Иногда признаки данного отклонения совершенно не беспокоят больных, обнаруживаясь только при проведении особых неврологических исследований.

    Симптомы данного заболевания проявляются в следующем:

    • сложности в воспроизведении движений по команде, когда пациенты зачастую не помнят последовательность определенных действий;
    • трудности при совершении движений, которые требуют пространственного ориентирования, у пациентов меняется соотношение пространства с действиями;
    • ходьба маленькими шагами, скованная поступь;
    • затруднение процесса одевания;
    • двигательные персеверации, выражающиеся в устойчивом воспроизведении некоторых элементов движения и заклиниванием на них;
    • затруднение при открытии глаз.

    Что такое апраксия

    Каждый день человеку приходится совершать огромное количество действий – простых, сложных, составных. Часть этих действий мы совершаем автоматически, абсолютно не задумываясь над ними. Другая часть действий требует чёткого и продуманного плана.

    Выполнение последовательных комплексов движений – это высшая психическая функция, приобретённая человеком в процессе долгой эволюции. Эта функция приобретается человеком только в процессе жизнедеятельности – при обучении и накоплении некоторого индивидуального опыта. Определённые нарушения в работе головного мозга приводят к утрате этой функции. Человек может выполнять простые действия, являющиеся составными элементами сложного комплекса, однако соединить их в этот самый комплекс для него становится проблематично.

    Несмотря на то, что человеческий «праксис» изучался учёными и философами не одну тысячу лет, внимание специалистов к апраксии появилось только во второй половине девятнадцатого века, тогда же и появился данный термин. В 1871 году понятие «апраксия» впервые употребил немецкий филолог Хейман Штейнталь; однако подробное описание симптомов этого заболевания было представлено значительно позднее – это сделал уже в двадцатом веке немецкий врач Г. Лилманн.

    Советы логопеда

    Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

    На что нужно обратить особое внимание:

    • Играйте, а не занимайтесь
      Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
    • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка
      Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
    • Развиваете мелкую моторику
    • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
    • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках
      Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

    Диспраксия

    Диспраксия – это нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации. «Синдром детской неуклюжести» имеет 5-6% детей, и чаще всего диспраксией страдают мальчики. Нередко дети с данным нарушением дополнительно имеют сопутствующие расстройства речи, письма, чтения, дефицит внимания, гиперактивность. Их социальная адаптация часто затруднена, хотя интеллект может быть нормальным и даже высоким.

    Изначально диагноз «диспраксия» употреблялся только в неврологии. Но чем больше изучалось данное нарушение и проводилось исследований, тем больше было выявлено причин рассматривать диспраксию не только с точки зрения неврологии, но и с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет про артикуляционную диспраксию).

    Общие симптомы при диспраксии:

    Движения автоматизируются с трудом, и то, что у обычного человека не вызывает больших энергозатрат, у ребенка с диспраксией отнимет много сил и времени. В речи у такого ребенка наблюдаются сложности по произнесению звуков. Надо заметить, что часть детей с диагнозом «дизартрия» на самом деле страдает именно от диспраксии, так как в старой классификации в логопедии не было диагноза «артикуляционная диспраксия». Но структура и происхождение дефекта при дизартрии и диспраксии разные, нарушения требуют различного подхода в коррекции, поэтому очень важно правильно поставить диагноз.

    В мелкой моторике также заметны проявления этой дисфункции. Отличительной чертой детей с диспраксией является быстрая утомляемость, поскольку простые и привычные, будничные для всех остальных движения вызывают у них чрезмерное напряжение и требуют много усилий.

    Многие думают, что ребенок «перерастет» подобные сложности, но это не так. Диспраксия при отсутствии необходимой коррекции остается у человека до конца жизни. Именно поэтому мы часто наблюдаем в жизни взрослых, которые не способны научиться играть в теннис, кататься на велосипеде, плохо владеют собственным телом.

    Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин

    Несмотря на достаточно высокий уровень современных знаний и инновационных методик исследования, которые доступны невропатологам, диспраксия, как и ее лечение, до сих остается достаточно сложным вопросом для специалистов этой области медицинской практики.

    Ибо все аспекты здоровья неразрывно связаны не только с уровнем развития общества в плане гигиеническом, но и в плане социальным.

    Поэтому для иллюстрации линии: социум – дети – неврология – диспраксия полезно обратиться к знакомому всем детскому стихотворению.

    Общая информация

    Распространенность диспраксии не велика, чаще встречается у мальчиков. Больные испытывают трудности в общении, чтении, выполнении действий во время игр и повседневной деятельности.

    Интеллектуальных отклонений не наблюдается. Однако в случаях, когда патология сочетается с органическим поражением головного мозга и расстройствами аутистического спектра, возможна умственная отсталость различной степени выраженности.

    Заболевание также встречается у взрослых, но в меньшей степени. Неврологические расстройства в этом возрасте развиваются вследствие органических изменений в коре больших полушарий.

    Принципы терапии

    Коррекционная работа при диспраксии основывается на комплексном использовании лечебных мероприятий.

    Медикаментозное лечение

    Применение медикаментов направлено на устранение причины патологии и снижение выраженности симптомов. При вторичных формах диспраксии подбирается соответствующее лечение — при нейроинфекции назначаются антибактериальные или противовирусные средства; при опухолях головного мозга – химио- и лучевая терапия.

    В качестве лекарственных средств, влияющих на нервную систему, используются:

    • ноотропы (Фенотропил, Пирацетам и др.) — улучшают обменные процессы в нейронах и повышают их устойчивость к негативным воздействиям (при курсовом использовании препаратов улучшаются когнитивные навыки, в том числе моторные и речевые);
    • Актовегин и Церебролизин – улучшают кровоток в сосудах головного мозга, приводя к увеличению количества доставляемых питательных веществ и кислорода;
    • Таксифолин, Токоферол и другие антиоксиданты – защищают нервные клетки от неблагоприятных факторов.

    Немедикаментозные методы

    В логопедии и неврологии для устранения симптомов диспраксии активно используются немедикаментозные подходы. Положительный эффект наблюдается от лечебного массажа, лечебной физкультуры и плавания. Указанные воздействия нормализуют мышечный тонус и способствуют улучшению мелкой моторики.

    При доступности в лечебном учреждении проводят электростимуляцию мышц, транскраниальную стимуляцию коры больших полушарий головного мозга, пассивную вестибулярную тренировку и другие методики кинезиотерапии. Процедуры обучают больного правильному двигательному стереотипу.

    Упражнения для развития речи и моторики

    Логопедические упражнения направлены на два основных аспекта речи:

    • повышение правильности произношения фонем и их сочетаний;
    • тренировка мышц, участвующих в процессе артикуляции.

    Рекомендованы следующие задания:

    • упражнения на укрепление мышц языка: нужно свернуть его трубочкой, вытянуть вперед, сложить «чашечкой» и др.;
    • задание «гонка многоножек» — дети устраивают забег кистями рук по столу, соревнуясь друг с другом;
    • сбор самолетиков из бумаги и соревнования на дальность полета;
    • игра с пазлами;
    • повторение за специалистом определенной мимики с объяснением эмоций, которые для нее характерны;
    • «ходьба в шляпах» — ребенок кладет на голову небольшой груз (книга, подставка для пирамиды) и соревнуется с другими детьми по дальности ходьбы.

    Специалисты выделяют несколько десятков упражнений для формирования правильной фонетики и моторики. Они проводятся вместе с логопедом или самостоятельно дома после обучения. Длительность коррекционных мероприятий зависит от выраженности симптомов. При незначительных нарушениях продолжительность занятий — 1-3 месяца. Если наблюдаются значительные дефекты речи и моторики требуется лечение в течение 6-12 месяцев под контролем специалиста.

    Советы родителям

    Может ли прогрессировать заболевание?

    Симптомы диспраксии могут усиливаться. Для предупреждения этого, родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Упражнения в начале лечения должны быть легкими и доступными по уровню сложности. Его повышают постепенно по мере усвоения заданий.
    2. Все занятия, направленные на коррекцию нарушений, должны поощряться.
    3. При выполнении упражнений пациента не торопят.
    4. В начале лечения не следует заставлять ребенка выполнять задания. Он должен относиться к ним положительно для длительной терапии.
    5. Необходимо соблюдать режим отдыха и бодрствования, рекомендованная длительность сна – 8-9 часов с обязательным отдыхом в течение дня.
    6. Питание должно быть рациональным и сбалансированным.

    При наличии в речи больного неправильных звуков, следует указывать ему на них и помогать в освоении фонетики. Без постоянной обратной связи эффективность коррекционных мероприятий низкая.

    Факторы риска

    Существуют также определенные факторы риска, которые повышают вероятность развития нарушений праксиса. К ним следует отнести возраст более 60 лет, генетическую предрасположенность, инсульт в анамнезе, гипертоническую болезнь, хронический алкоголизм и сердечно-сосудистые патологии.

    Чаще всего кинестетическая апраксия наблюдается при поражении теменной зоны головного мозга.

    Клинические проявления

    В клинической картине первичной диспраксии преобладают симптомы, развивающиеся в раннем возрасте. Больные не способны фиксировать взгляд на одном предмете. При этом отмечаются нарушения в циркадном ритме сон-бодрствование. На фоне двигательных нарушений замедляется физическое и моторное развитие: ребенок отстает от сверстников по росту, массе тела, пропорциям, поздно начинает ползать и ходить.

    В дошкольном возрасте формируются нарушения осанки различной степени выраженности, боковое искривление позвоночника, ощущаются боли в области спины и др. Дети испытывают трудности в обучении. Возможно формирование дисграфии. Больные путают стороны и испытывают трудности в незнакомой обстановке, что связано с нарушениями ориентировки в пространстве.

    Указанные симптомы приводят к повышенной раздражительности и трудностям в общении. В результате развивается тревожность и депрессивные расстройства. Ребенок предпочитает оставаться один, отдаляясь от коллектива в школе.

    Клинические проявления во взрослом возрасте схожи. У пациентов нарушаются движения и речь. При этом часто выявляются симптомы первичного заболевания, например, параличи, нарушения чувствительности и др.

    Особенности нарушения речи при артикуляционной диспраксии

    Артикуляционная или оральная диспраксия — вариант патологии, при котором недоразвита речь. Заболевание возникает в результате нарушения тонуса артикуляционных мышц, приводящего к проблемам с усвоением и воспроизведением звуков. У детей с подобными нарушениями отличаются следующие симптомы:

    • сложные фонемы заменяются простыми;
    • в словах могут отсутствовать отдельные звуки;
    • слога в словах располагаются неправильно, а фонемы перемешиваются;
    • аграмматизм и нарушения в лексике различной степени выраженности;
    • больные плохо формируют сложные предложения и фразы.

    Артикуляционная диспраксия отличается от моторной алалии и дизартрии, несмотря на то, что все три заболевания проявляются нарушениями речи.

    В отличии от дизартрии, оральная диспраксия имеет следующие особенности:

    • знакомые, автоматизированные фонемы произносятся без ошибок;
    • количество и выраженность ошибок зависит от состояния пациента и окружающих условий (если человек испытывает страх или другие сильные эмоции, фонетика нарушается значительно);
    • пациенты при произношении звука стараются расположить части артикуляционного аппарата (губы, язык, небо) в правильную позу.

    В отличии от моторной алалии, больные с диспраксией имеют следующие особенности:

    • лексикон развит достаточно и может немного отставать от возрастной нормы;
    • предложения и фразы построены грамматически правильно;
    • человек может оперировать словами, составлять стихотворения, пословицы и др.;
    • устное и письменное составление текстов не нарушено.

    При одновременном возникновении диспраксии у детей с дизартрией или моторной алалией диагностика заболеваний существенно затруднена. У больных отмечаются выраженные дефекты во всех частях речи: грамматике, лексике и фонетике.

    Причины возникновения заболевания

    Нарушения праксиса могут развиваться при повреждении разных участков головного мозга: подкорковых образований, коры, нервных путей, которые обеспечивают их взаимодействие. Чаще всего кинестетическая апраксия сопровождает поражение лобных и теменных корковых зон. Повреждающими факторами при этом обычно выступают:

    С видом на грядущее

    Будущее ребенка-диспрактика зависит от степени его подготовленности к самостоятельной жизни, как благодаря самоотверженной родительской любви и терпению, так и благодаря самому непосредственному участию в его судьбе детского невролога и врачей других специальностей.

    При незначительной выраженности состояния отдельные его проявления удается значительно сгладить.

    В случае же «необучаемости» пациента ввиду глубоко зашедшей патологии, либо ее сочетания с другим заболеванием, а также позднего обращения за неврологической помощью ребенок остается таковым на всю предстоящую ему жизнь – неуклюжим, подверженным сомнениям в собственной ценности и влиянию чужого мнения.

    О моторной апраксии

    Моторная кинестетическая апраксия определяется как отсутствие способности выполнить намеренные, целенаправленные действия, в то время как в неизменном виде сохраняются элементарные движения. Либо они слегка нарушены. Это не парез и не паралич, поскольку при этом сохраняются пассивные и активные движения, мускульная сила. Также не являются апраксией такие расстройства, как ригидность, нарушение тонуса, листания, брадикинезия, атетоз, хорея, атаксия. При апраксии пациент становится неспособным осуществлять сложные и одиночные действия.

    Нарушения движений во время взаимодействия с предметами и расстройства, обусловленные символическим использованием знаков, описаны наряду с нарушениями восприятия как асимболия и названы «отсутствием восприятия».

    Разновидности

    Кинестетическая апраксия подразделена на три основных разновидности:

    • кинетическая апраксия конечностей или мелокинетическая апраксия;
    • идеомоторная;
    • идеаторная.

    Идеаторная кинестетическая апраксия понимается как нарушение экстракинетических энграмм памяти, в которой содержится пространственно-временной идеаторный план, определяющий путь, которому будут следовать двигательные функции, каким образом будут действовать конечности и их части, последовательность, ритм и скорость движений.

    Данное расстройство провоцирует нарушения непривычных и сложных действий, в то время как обычные, самые простые действия сохраняются. Формулы действий, которые хранятся в экстракинетической памяти, направляют такие комплексные движения, применяя кинетические, тактильные и первичные визуальные способности, чтобы осуществлять эти движения. Повреждения экстракинетических энграмм либо препятствие, которое возникает в процессе их формирования, способствует разрыву и ошибкам в идеаторной концепции, а иногда и к абсолютной неспособности их реализации.

    Полагается, что артикуляционная кинестетическая апраксия является следствием разрыва связи между экстракинетическим хранилищем и хранилищем кинетических энграмм, так же, как и разрыв связи с новыми тактильными, оптическими и акустическими стимулами, что способствует развитию апраксии одиночных простых моторных действий.

    Что это

    Dyspraxia переводится с латинского как бездействие или бездеятельность. Заболевание возникает на фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.

    Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.

    Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым. Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом, синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то интеллект развивается на должном возрасту уровне.

    Лечение и коррекция

    Включает в себя медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.

    Коррекция двигательных функций

    На практике применяются следующие методы коррекции сенсомоторных нарушений:

    1. Координация двигательных функций путем постоянно наблюдения за выполнением команд, упражнений. Например, утреннюю зарядку можно превратить в метод лечения. Просите ребенка ходить на пяточках, потом на носочках; бег сменяйте прыжками, остановками для передышки и т.д. Тренируйте ориентацию в пространстве: просите повернуться направо-налево
    2. Складывание пазлов, кубиков по образцу и фантазийно
    3. Копирование рисунков
    4. Плавание
    5. ЛФК
    6. Массаж
      С помощью него можно развивать оральный праксис, мелкую и крупную моторику
    7. Музыкальное сопровождение на физкультуре
    8. Шитье
    9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой обучает контролировать движение мышц, дыхательного аппарата, руководить процессом
    10. Трудотерапия

    Коррекция вербальной диспракции

    Направлена на улучшение словесной и артикуляционной функции ребенка. Систему реабилитации подбирают логопеды, психиатры, дефектологи. Задача коррекционных упражнений состоит в том, чтобы ребенок мог научиться выражать мысли вслух, понимать чужую речь полностью, а не отрывочно, контролировал звукопроизношение, мимику во время речи.

    Используются следующие упражнения и методы:

    • Перевоспитание фонетики.
      Направлено на автоматизация звуков. Обучение контроля над речью.
    • Увеличение запасов фонем, слов.
      Это практические занятия для составления предложений, небольших текстов, их артикуляции.
    • Контроль за мимикой.
      Во время речи малышу необходимо повторять за взрослым простые движения руками, головой, губами для улыбки и т.д. Жесты должны соответствовать высказыванию. Таким образом, тело будет участвовать в процессе общения с оппонентом.

    Диагностируя вид диспраксии, узкие специалисты индивидуально подбирают систему реабилитации для ребенка школьного и дошкольного возраста. При систематических занятиях прогноз всегда остается положительным.

    Артикуляционная диспраксия

    Вербальная (или артикуляционная) диспраксия является речевым расстройством, а именно нарушением произносительной стороны речи, что связано с недоразвитостью или неправильным формированием артикуляционного праксиса. При такой диспраксии сохранены подвижность и тонус мышц, их сократительные способности.

    Обычно данная патология включается устаревшими источниками в круг логопедических нарушений – дизартрий.

    Основные отличия артикуляторной диспраксии от дизартрии:

    • если слово знакомо или автоматизировано, то оно с большой вероятностью будет произнесено верно; но те же самые звуки в других словах могут произноситься с нарушением (то есть проблема не в произношении звука как такового, а в формировании навыка произнесения);
    • ребенок самостоятельно ищет артикуляционную позу;
    • количество ошибок во многом зависит от окружающей ситуации и эмоционального состояния ребенка (при повторении за знакомым взрослым в спокойном состоянии произношение будет правильно, в испуганном или нервном – вероятны ошибки).

    Основные трудности в вербальной диспраксии: искажения звуков (их пропуск или замена другими, перестановка слогов и пр.) и сложности в построении предложений.

    Виды диспраксии

    Классифицируют диспраксию либо по структуре (какой именно компонент схемы действия нарушен) и локализации в коре, либо по виду нарушенного праксиса. Праксисы подразделяют по сфере осуществления движений и по органу, который участвует в действии. Например, артикуляторный или оромоторный – это значит праксис, осуществляемый в артикуляторном аппарате. Мануальный праксис – означает, что нарушены действия, осуществляемые рукой. Пространственный – значит связанный с пространственными представлениями. Кинестетический – связанный с недостаточностью интеграции движения и кинестетики. И так далее. Нет единой утвержденной классификации видов праксиса, у разных авторов перечень будет немного разным. Соответственно видам несформированного праксиса подразделяют и диспраксии.

    Наиболее часто выделяют следующие виды:

    Лечение, коррекция

    Лекарств от этого неврологического недуга ученые пока не изобрели. Тут показана физиотерапия, простые упражнения из ряда ЛФК. Заболевание проще приостановить при точной диагностике и обращении к квалифицированным специалистам.

    Тут нужна работа с целым рядом докторов. Основные в их числе: дефектологи, неврологи, логопеды, физиотерапевты. Важно таким детям усиленно заниматься спортом. Среди таких дисциплин: бег, плавание, метание снарядов, борьба.

    Как избавиться от недуга при интенсивных тренировках

    Помогут специализированные упражнения, занятия на тренажерах. Обязательны ежедневные утренние зарядки под контролем профессионального доктора на начальных этапах и позже – родителями.

    Важно постоянно применять такие методы, как хождение на пятках, носках и попеременно с прыжками. Периодически желательно останавливаться на передышки.

    Следует постоянно тренировать координацию: вертеться в разные стороны, выбирать наиболее правильные игры на развитие двигательных функций.

    Собирание пазлов вечерами – не менее интересное занятие с такими детьми. Это тренирует внимательность и память. Можно заниматься и копированием простейших рисунков, что не менее занимательно и полезно.

    В качестве коррекционных занятий и специального развития – плавание, ЛФК, массаж. Желательно у таких детей постоянно развивать мелкую моторику пальцев посредством шитья, вышивания, бисероплетения.

    К теплу родного очага

    Что могут противопоставить родители болезни, проявляющейся в ребенке постоянной угнетенностью, избыточным упрямством в сочетании с полным непониманием направления для приложения усилий к движению, обидчивостью вкупе с застенчивостью и пугливостью до «затравленности», со сверхчувствительностью к прикосновениям?

    Несмотря на знание того, что ребенок мало восприимчив к влиянию извне и, скорее всего, останется в том виде, в каком уже существует, родителям не следует опускать руки, смирившись с существующим положением вещей.

    Прежде всего, следует привести в порядок… себя, максимально сосредоточившись на текущем моменте, а не на своем представлении о нем.

    Приготовить свои руки, ум и сердце к предстоящей кропотливой и нелегкой работе. Ибо, только видя и чувствуя веру в него родителей и их готовность помочь, дитя потянется к теплу родного очага, а не уйдет на улицу, днями пропадая где-нибудь в парке.

    Проявляя мягкую настойчивость и не знающее границ терпение, внимательней присмотревшись к занятиям, увлекающим и отвлекающим дитя от его беды, к его полезным пристрастиям, стоит начать всячески их поддерживать и стимулировать.

    Неважно, будет ли это занятие:

    • собиранием открыток;
    • попыткой рисования, черчения или аппликации;
    • «ковырянием» в садовой земле.

    Неважен даже отрицательный результат, а важен сам процесс и укрепление в ребенке в ходе него веры в свои… небезграничные, но – возможности!

    Пять игр с ребенком для развития речи:

    Ребенок растет, а неуклюжесть остается – вероятно это диспраксия! Нужно действовать своевременно!

    Диспраксия — нарушения двигательной активности, в первую очередь ее координации у детей. Ребенок испытывает трудность с выполнением простых действий и часто ошибается. Нарушения сопровождаются эмоциональными переживаниями и чувством тревожности. Может диагностироваться у взрослых. Для постановки диагноза необходима консультация невролога, который отмечает неуклюжесть движений при нормальном мышечном тонусе. Лечение основывается на использовании лекарственных препаратов, улучшающих функцию нервной системы, и немедикаментозных подходах: кинезиотерапия, методы неинвазивной стимуляции, коррекционные упражнения и др.

    Диагностика

    Скрининг диспраксии проводят психиатры, неврологи, офтальмологи, логопеды. Тесты и задания для оценки степени развития болезни и уточнения ее вида избираются лечащим врачом, родителями.

    Для начальной диагностики чаще используют следующие общие тесты:

    1. Ребенка просят раздеться – одеться.
    2. Нарисовать простой предмет, животное.
    3. Ходить попеременно быстро, медленно, на цыпочках и т.д.
    4. Дотронуться до уха слева-справа попеременно по команде.
    5. Проследить за предметов глазами.
    6. Собеседование с доктором для выявления сформированности речевых навыков, способности отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
    7. Перекрещивание ног по образцу, команде.
    8. Собрать пазл, выполнить задания головоломки.
    9. Вырезание несложной фигуры ножницами.

    Стабильные затруднения при выполнении нескольких диагностических тестов может стать причиной постановки диагноза “диспраксия”.

    Далее собирается анамнез жизни, пациент направляется на подробную диагностику к узким специалистам.

    Помощь профессионала необходима

    Без нее у родителей просто не хватит умения максимально подготовить чадо к будущей жизни без их помощи и заботы. Ибо жизнь родителей не вечна, с ними когда-то да придется расстаться.

    Поэтому обращение за профессиональной помощью откладывать не следует.

    Прежде всего, невролог исследует возможности пациента, наблюдая за выполнением простых действий вроде прыжков, ходьбы разными стилями, строительства из кубиков, копирования простейших рисунков и нанизывания крупных бус. Ибо необходимо отдифференцировать диспраксию от иной сходной неврологической патологии.

    Далее составляется программа коррекции наиболее выраженной патологии:

    • мышления – с целью его систематизации и организации;
    • речи – позволяющая предотвратить как задержку развития речи, так и ухудшение качества речи уже имеющейся;
    • движений – с обучением сложному движению путем его первоначального «рассечения» на отдельные «куски» – мини-движения с последующим объединением в законченный жест.

    В воплощении этой программы в жизнь неоценимым является вклад в процесс реабилитации логопеда, офтальмолога, школьного психолога.

    Лирическое отступление с практическим смыслом

    Вот его нехитрая фабула: на берегу речки, в которой плывет большой красно-синий резиновый мяч, рыдает маленькая Таня.

    Отчего она столь безутешна? Ей жаль мяча? Нет, она в ужасе от самой себя.

    А теперь время «заглянуть за кулисы». Ибо детский стишок умалчивает о многом.

    О тощей нервной танинной матери с трясущимися руками, которая перебивается шитьем на дому. Потому что для нее выйти на службу означает потерять дом. Она вынуждена быть его сторожем, ибо муж, хоть и работает, пропивает и зарплату, и вещи из дома.

    От него, алкоголика, Таня и родилась. И хотя условием рождения ребенка было категорическое требование к будущему отцу «завязать», его очарование «зеленым змием» оказалось сильнее.

    В результате, после девяти месяцев непрерывных слез матери Таня родилась, чтобы вырасти слабой и робкой девочкой в доме, где царит едва прикрытая приличием нищета, и где вопрос: что купить девочке на день рождения, вызывает панику.

    Куклу? Дорого. Платье? Тем более.

    И вот куплен большой нарядный, но дешевый резиной мяч. А теперь Тане страшно вернуться домой, где мать в очередной раз замахнется на нее полотенцем и назовет «безрукой».

    Ибо именно Таня не смогла поймать брошенный ей детьми в игре столь «дорогой» мяч.

    «Безрукая», «безногая», «ноги – как руки, а руки – как грабли». Эти и еще великое множество подобных дразнилок часто слышат в свой адрес дети, страдающие диспраксией (синдромом неуклюжего ребенка) – от детей нормальных.

    Почему ноги – как руки? Они постоянно за все цепляются. А руки подобны граблям, которыми можно чертить землю, но нельзя ни ловко и крепко ухватить, ни поймать подброшенное в воздух, ни совершить сколь-нибудь тонкое действие.

    Сказать, что у ребенка руки и ноги не действуют совсем, нельзя – они просто «не слушаются». По разным причинам.

    Что представляет собой недуг

    Неуклюжесть, хаотичность движений, заторможенность, низкая моторика. Все это можно сказать о людях, страдающих этим недугом. «Dyspraxia» с латинского так и переводится — «синдром детской неуклюжести». Только характерен он не только для детей, но и взрослых.

    Заболевание довольно серьезное и определяется в неврологии, как нарушение двигательных и речевых функций. Больные постоянно испытывают чувства беспокойства в связи с невозможностью полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, проблемами с опорно-двигательным аппаратом.

    Люди, подверженные этому недугу, чествуют себя довольно глупо в повседневном мире. Некоторым пациентам диагноз диспраксия ставят уже в сознательном возрасте, 20-25 лет.

    Диспраксия у взрослых

    Это скорее артикуляционная диспраксия. Такое расстройство сопровождает человека всю жизнь. Диагноз ставится точно, а вот происхождение его ученые пока до конца не выяснили. Известно только, что при данном недуге имеют место повреждения определенных участков головного мозга.

    Теперь уже установлено достоверно: дети диспраксию не перерастают. Если не заниматься ребенком, заболевание усугубится и перейдёт в более серьёзную стадию.

    У взрослых чаще сохраняется моторная диспраксия, когда наблюдаются явные проблемы с почерком, невозможностью планировать свой день, отсутствием желания вставать рано и не опаздывать на работу.

    Домашние дела, такие как обычная готовка и уборка у людей с таким диагнозом всегда вызывают неприятие, дискомфорт. Скорость и точность движений, координация нарушены. Автомобилем людям с таким диагнозом управлять категорически запрещено.

    Взрослые с диагнозом диспраксия подвержены частым стрессам. Есть ситуации, когда в детском возрасте человек данным недугом не страдал, но в зрелом не может совладать со своими рефлексами и доктора вынуждены диагностировать диспраксию. Эта загадка ученому миру пока не понятна.

    Диспраксия у подростков, школьников

    Ленивые и неуклюжие дети – объекты повышенного внимания невропатологов и педиатров. Если движения ребенка неуклюжи, он не может совладать с собой, врач вправе усомниться в нормальном состоянии малыша и провести дополнительные обследования. Главные из них проводит невропатолог. Он изучает двигательную функцию малыша, его рефлексы и простейшие реакции. Если симптомы подтверждаются, ставится диагноз диспраксия.

    Двигательные навыки таких детей существенно нарушены. Их поведение сильно отличается от реакций сверстников. Интеллект сохранен, но вот некоторые задачи вызывают сложности.

    Ребенок и подросток, страдающий диспраксией, очень быстро находит общий язык со сверстниками, но нуждается в помощи, когда нужно применить мелкую моторику. К примеру, завязать шнурки или написать элементарное сочетание слов. На велосипеде такие дети ездить не могут ни в каком возрасте.

    По статистике, расстройством координации движения страдают порядка 6% от всех новорожденных и 5-6% взрослого населения. Такой ребенок появляется в каждом классе. У большинства этих детей есть и сопутствующие недуги, например, дислексия – нарушение речи. У таких больных наблюдается более низкий уровень социальных навыков. Это значит, что они очень сложно проходят этапы социализации.

    По причинам, огорчающим до невозможности…

    Включая причины прошлого:

    • патологическую, часто алкогольную наследственность;
    • состояние психики будущей матери, которая подвергается регулярным стрессам, приводящим к гипоксии мозга плода, а затем к рождению младенца раньше срока – на 31-36 неделе, либо позже него – на 41-42 неделе.

    А также по причинам во времени настоящем. В виде напряженности психологической обстановки, окружающей растущего ребенка в семье и социуме.

    Основными из которых стали:

    • прессинг родительского недовольства;
    • поддразнивание сверстников, часто всего лишь ищущих «повода поржать».

    Поскольку страдающий диспраксией ребенок умственно отсталым не является, отсутствие видимого результата от прилагаемых телом усилий вызывает в нем глубокое до отчаяния огорчение собственной неловкостью.

    Видимых им выходов из ситуации всего два: либо уединиться там, где тебя никто не найдет (в том числе, в аутизме, что и случается лет в 5-6, когда зависимость от родителей полная), либо же в отчаянии, широко раскрывая глаза, бросаться на обидчика.

    У такого ребенка возникает желание мчаться туда, где опасно – но есть надежда стать «как все». Где можно изменить свой статус, заслужив славу «прущего напролом» бузотера-бунтаря-одиночки.

    Самый частый финал — дети становятся любимцами публики и опекаемыми окружением забавными увальнями и хамоватыми клоунами.

    Но это – позже, лет в 9-11.

    Диагностика и симптомы недуга

    Апраксия – это такое заболевание, внешние признаки которого довольно специфичны. Поэтому чаще всего правильный диагноз можно получить уже при первом посещении врача. Однако это только общий диагноз, а вот конкретный вид заболевания нуждается в дополнительном выявлении. Здесь врач должен изучить историю болезни, расспросить пациента о его жизни, осуществить неврологический осмотр, провести тесты, которые покажут, как пациент осуществляет простейшие движения. Также врач может назначить такие процедуры, как ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

    Для окончательной постановки диагноза может потребоваться обследование других специалистов – логопеда, офтальмолога, нейрохирурга, психолога. Кроме того, некоторые виды апраксии внешне сходны с совсем другими заболеваниями; к примеру, апраксия ходьбы имеет проявления, внешне похожие на расстройство вестибулярного аппарата, двигательные расстройства и атаксию (нарушение согласованности работы мышц). Поэтому для правильной постановки диагноза порой необходимо исключить возможность похожих, но совершенно других заболеваний.

    Как же внешне может проявляться апраксия? К примеру, больной может ходить мелкими шажками, его движения скованы, он может много раз подряд повторять один и тот же элемент движения. Также у него может быть невнятная речь, затруднения при управлении движением языка и губ. Страдающему данным заболеванием бывает трудно открывать и закрывать глаза, концентрировать внимание на одном конкретном объекте, он испытывает трудности в пространственном ориентировании. Также страдающий апраксией бывает не способен одеться, раздеться, собрать целую конструкцию из составных частей.

    Но это всё специфические симптомы. Есть ещё и более общие признаки заболевания, такие как депрессивное состояние, эмоциональная неустойчивость, агрессия, раздражительность. Часть этих признаков может иметь «приобретённый» характер: ведь заболевание затрудняет человеку полноценную жизнедеятельность, проявления недуга нередко вызывают насмешки у окружающих. Как только обнаружились первые признаки заболевания у взрослого или ребёнка, его следует немедленно вести к неврологу; так можно уберечь пострадавшего от более серьёзных последствий.

    Бывает, что наличие болезни удаётся установить лишь случайно. Недуг может долгое время практически никак не проявляться, либо его проявления игнорируются, поскольку не сильно мешают нормальной жизни. Например, у ребёнка может быть плохой почерк, который родители и учителя списывают на лень, неудобные письменные принадлежности, леворукость и другие обстоятельства, хотя в действительности такой ребёнок может страдать апраксией.

    Марина Варламова
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    PrimeMedical