Cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сейчас, в начале учебного года, у наших детей резко меняется режим дня, возрастает нагрузка и заметно уменьшается количество свободного времени. И вот уже общительный и озорной ребенок превращается в выжатый «лимончик», у которого ни на что не хватает сил. В этот нелегкий период нам, взрослым, обязательно нужно помнить о разных способах борьбы с детским стрессом.

Мы в AdMe.ru решили разобраться в этом непростом вопросе и собрали для вас интересные способы борьбы с детским стрессом, которые далеко не сразу приходят в голову.

Дайте ребенку пространство для самовыражения

Представьте, что в вашем доме есть место, попадая в которое вы освобождаетесь от всех обязанностей и оказываетесь вольны делать только то, что хочется. Представьте, с какой радостью вы бы бежали туда после тяжелого рабочего дня.

А ребенок нуждается в таком месте даже больше, чем взрослый. И если вы уже купили малышу парту, за которой он будет делать уроки, не забудьте позаботиться и о месте, свободном от учебников и тетрадей, в котором ваше чадо сможет отдаться любимому делу: лепить, рисовать, играть, читать, танцевать, да хоть просто кривляться перед зеркалом — это его личное дело.

Научите ребенка стратегиям борьбы со стрессом

Многие родители видят, что у детей неприятности, но не все объясняют им, как справиться с этим. Так, например, мы часто наблюдаем, как нашим детям не дается какой-то предмет в школе и те переживают или их постоянно обижает кто-то в классе. Далеко не все дети легко отпускают такие ситуации.

Поэтому объясните ребенку, что не нужно стесняться просить о помощи, а нужно учиться выражать свое недовольство и давать отпор обидчикам. Вы можете привести вдохновляющий пример из своего детства или пойти вместе с ребенком и показать, что можно сделать в той или иной ситуации. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и знал, что с проблемой можно справиться.

Подготовьте ребенка к стрессовой ситуации

Это особенно актуально для первоклашки. Начните обсуждать с ним приближение учебного года заранее. Объясните, почему это событие так важно. Делайте покупки к 1 сентября вместе, чтобы ребенок сам себе что-нибудь выбрал. Это поможет малышу держать ситуацию под контролем.

Но не перестарайтесь. Потому что излишнее нагнетание может вызвать у ребенка еще больший стресс. Как же соблюсти нужный баланс? Лучший способ — это терпеливо отвечать на вопросы будущего школьника о грядущем событии и поощрять его интерес. Пусть он знает о переменах ровно столько, сколько хочет знать.

Обучите ребенка простым техникам расслабления

Это, конечно же, не панацея от стресса, но определенные приемы действительно могут сгладить всплески эмоций и помочь взглянуть трезво на ситуацию.

Например, вы можете показать ребенку технику трех глубоких вдохов, обучить считать в обратном порядке от 10 до 0, расслаблять и напрягать мышцы. А еще может помочь расслабиться танец. Или способ представить себя в любимом месте, вспомнить любимого человека. Это особенно важно в школе, где постоянно возникают конфликты, в которых дети порой, кажется, готовы поубивать друг друга.

Научите ребенка распознавать и выражать свои чувства

Ребенок должен знать, что он чувствует. Нам кажется, что это элементарно, однако 7-летнему школяру бывает непросто разложить на ингредиенты закипающий в нем эмоциональный коктейль. Именно родители должны научить ребенка распознавать и выражать свои чувства.

Как это лучше всего сделать? При любом удобном моменте просто разговаривайте о своих эмоциях с ребенком. Спросите его, что он чувствует в такой-то ситуации. Расскажите ему о том, что вы чувствуете. Даже сам разговор на эту тему способен помочь выпустить пар не только вашему ребенку, но и вам.

Проверьте, что ваш ребенок читает и смотрит

Нет, мы не просим вас проявлять излишнее геройство, ежедневно ограждая чадо от использования гаджетов. И, представьте, даже не говорим о том, что ребенку положено смотреть только старые добрые мультики без роботов, мутантов и зомби.

Но тем не менее просим не забывать, что в сети достаточно контента, который может пошатнуть стрессоустойчивость школьника. Проследите за тем, чтобы ваш малыш не смог зайти на сайт для взрослых. Не допустите распространения его личной информации, которое сделает ребенка уязвимым для злоумышленников и просто троллей.

И обратите внимание на то, что смотрите сами. Во всяком случае в то время, пока ребенок не спит.

Запишите ребенка на уроки музыки

Музыка сильно влияет на наши эмоции. Ученые доказали, что музыка способна быстро лечить от стрессов. Она помогает уменьшить кровяное давление, что, в свою очередь, помогает сократить стрессы, депрессии и тревогу. Кстати, это касается и взрослых.

А еще уроки музыки помогают в учебе. Во-первых, музыка улучшает память. При помощи любимых мелодий и ритмов ребенок может запоминать стихи или какие-либо правила грамматики. А еще в интернете есть много обучающих песен на разные темы. Во-вторых, музыка может помочь в изучении математики: ритмика, например, поможет изучить дроби.

Не смотреть телевизор перед сном

В наши дни недосып — это не только взрослая, но и детская проблема. К сожалению, в этом есть вина экранов, которые окружают нас и наших детей (телевизоры, планшеты, смартфоны). Поскольку у многих детей есть в спальне какой-нибудь гаджет, то их уже сложно убедить лечь спать в какое-то конкретное время. Они теперь сами себе хозяева.

Такой режим ведет к недосыпу, стрессам и раздражительности. А ведь для ребенка так важен правильный режим дня. Ведь у многих детей учебный день длится долго (как рабочий день у взрослых), поэтому им просто необходимо высыпаться. Вот почему ограничение доступа к гаджетам перед сном — это не банальная строгость, а реальная необходимость.

Использование антистрессовых приспособлений

Американский психолог Джанин Халлоран разработала несколько приспособлений, которые помогают детям бороться со стрессом. Первое приспособление — это антистрессовый чемоданчик, в котором хранятся просто приятные вещички: художественные принадлежности, конфеты, милые фотографии, мыльные пузыри. Все зависит от пристрастий вашего ребенка.

А еще можно положить туда ободряющие карточки. Это вторая разработка Джанин Халлоран. Эти карточки содержат список методов расслабления: сделать глубокий вдох, прогуляться, подумать о чем-то хорошем, и способов отвлечения: написать рассказ, разгадать кроссворд, приготовить блюдо.

Естественно, у каждого ребенка должен быть индивидуальный список. Для удобства его можно разбить на отдельные карточки.

Покажите, как вы умеете справляться со стрессами

Если сами родители могут успешно справляться со своими стрессами, то их дети будут стремиться к тому же. Поэтому главное — это самим сохранять спокойствие и выдержку. Ведь родители — это первые учителя ребенка.

А какими способами пользуетесь вы, чтобы помочь вашим детям справиться со стрессом?

Когда нужно обратиться к психологу

Психолог обычно «подключается» уже в «запущенных» случаях. Наиболее часто они возникают, когда стрессовый фактор находится в семье. Например, отец бьет собственного ребенка, предварительно «нагрузившись» алкоголем. Другой случай: одинокие матери, требуя от ребенка больше, чем он может (хорошие оценки, соответствие идеалам матери), от бессилия могут перейти к физическим наказаниям, особенно по отношению к сыну. Наиболее частым является и непредоставление защиты собственному ребенку, испытавшему стресс в школе («Сам виноват, что тебя избили». «Так и надо, получил по делам». «Ты не мужчина, а слабак»).

Как справиться со стрессом в школе

Скорее всего, однажды любой из вас говорил: «У меня ужасный стресс» или «Это такой стресс!» Дети, хотя не все взрослые готовы это признать, тоже подвержены стрессам, а школа часто становится его причиной. Наш блогер Галя Малых рассказывает, как помочь ребёнку здесь и сейчас — например, прямо в классе.

Что такое стресс

Стресс — это реакция нашего организма на негативные ситуации и настоящие или мнимые угрозы.

Исторически стресс — хороший. Его главная задача — правильно и быстро среагировать на опасность. В небольших количествах он нормален и даже полезен. Наше тело отвечает на опасность выбросом гормонов адреналина и кортизола. Мы переходим в режим «Бей или беги». Соплеменник поднял на тебя дубинку? Бей! Встретил медведя? Беги!

Адреналин и кортизол меняют многие процессы в организме. Это необходимо здесь и сейчас для выживания, но вредно для организма в долгосрочной перспективе.

Как он проявляется

Это может быть спазм в животе, зажатые кулаки, напряжённые плечи, туннельное зрение (мы буквально не видим ничего вокруг), изменённое дыхание (перестаём дышать или дышим часто). Кровь приливает к мышцам, лёгкие активно работают, сердце стучит.

Сейчас стресс часто возникает из-за мнимых угроз, когда на самом деле нам ничего не угрожает. Уроки, экзамены, отношения, недовольные родители и одноклассники — это то, что наш мозг может принимать за угрозу, постоянно выделяя эти гормоны.

Получается, мы длительное время чувствуем себя под угрозой — так появляется хронический стресс. Теперь мы волнуемся по любому поводу и всегда видим только плохой вариант развития событий. Это очень плохо.

Чем это плохо?

Доказано, что при постоянном стрессе у человека ухудшаются его интеллектуальные способности: снижается способность думать и рассуждать, хуже воспринимается новое, нарушается мышление и логика, становится невозможно сосредоточиться. Организм выживает, помните?

Алёна из Волгограда сильно переживала за результат ЕГЭ. Она доучивалась в 10-м классе, но ей уже было очень страшно. Что её ждёт, если она не получит высокий балл? Что, если она не сможет никуда поступить? В день первого экзамена она так волновалась, что упала в обморок на пороге школы. Весь 11-й класс девочка провела в стрессе. Переживания отняли у неё много физических и эмоциональных сил. Если бы она умела справляться со стрессом, она потратила бы эту энергию на дополнительные занятия и лучше подготовилась.

В стрессовом состоянии появляются беспокойство, навязчивые тревожные мысли, которые не имеют ничего общего с реальностью. Кажется, что всё всегда будет плохо. Вы находитесь на эмоциональных качелях. Вспыльчивость, усталость, придирчивость к близким и чувство одиночества. В таком состоянии сложно расслабиться, остановиться и подумать. В состоянии стресса мы не видим всей картины.

Как помочь самому себе

Со стрессом не надо бороться. Потому что в слове «бороться» есть конфликт, неприятие. Стресс — это реакция нашего организма на ситуацию, поэтому очень важно его принять и экологично прожить. Мы не можем свести к нулю это состояние, но можем уменьшить его на пару пунктов. Потом ещё на пару и так далее.

Как справиться со стрессом в моменте

Простой способ снятия стресса, которым мало кто пользуется, — наблюдение за своим дыханием. Это базовая медитация осознанности. Во время сложной ситуации человек забывает о том, как он дышит и что чувствует, он сосредотачивается только на своей раздражительности. Наблюдая за дыханием, мы переводим внимание с конфликта на осознавание дыхания.

Это помогает переключиться. Пока вы осознанно дышите, напряжение снижается. Это даст сигнал уму: ситуация не смертельная, и опасности для жизни нет. Новые гормоны стресса перестают выделяться. Дыхание меняет состояние тела на более расслабленное.

Как правильно дышать

Медленно вдыхаем и считаем про себя до пяти. Задерживаем дыхание также на пять счетов и, выдыхая, снова считаем до пяти, делаем минимум три раза. Ритмичное дыхание становится фокусом, на котором легко сосредоточиться и удерживать внимание.

Что ещё можно сделать

  1. Направить внимание в стопы, почувствовать давление на поверхность, свой вес, ощущение от обуви. Это вернёт ощущение устойчивости.
  2. Направить внимание в живот, кулаки, челюсть, плечи, расслабить их. Если не получается, сначала сжать сильнее, потом расслабить.
  3. Направить внимание на пространство вокруг: осматриваемся, как будто только что попали сюда. Находим новые детали. Это расширяет туннельное зрение.

Как справиться с затянувшимся стрессом и отпустить ситуацию

Снова практика дыхания. Заводим таймер на 10 минут и осознанно дышим. Сосредотачиваемся на том, как воздух входит в ноздри и как выходит. Не управляем дыханием, просто наблюдаем.

Если отвлекаемся на мысли, мягко возвращаем себя к наблюдению. Научно доказано, что медитация меняет физическую структуру мозга, так как увеличивает слои мозга, которые отвечают за внимание, управление эмоциями, эмпатию и осознанные выборы. Например, практики медитации официально используется в Google.

В 2007 году в одной из неблагополучных школ Сан-Франциско впервые было введено обучение медитации. На неё особо никто не рассчитывал, но она дала удивительные результаты: у детей повысилась успеваемость, посещаемость выросла до рекордных показателей, и многие выпускники школы чуть ли не впервые за её историю смогли поступить в высшие учебные заведения.

Что ещё можно сделать

  1. Искусство и хобби. То, что увлекает вас, поднимает настроение, отвлекает и погружает в расслабленное состояние потока. Это необходимо, чтобы пережить стресс и взглянуть на ситуацию по-новому.
  2. Любая физическая активность. Расслабляем мозг через тело. После спорта мы чувствуем подъём, плохие мысли куда-то пропали, осталась лёгкость и свобода. Если мы не проживём стресс, его гормоны останутся в теле зажимами и страхами.

Что делать, если не будет получаться

Пробовать. Наше дыхание — это то, что всегда с нами. Ежедневная медитация даёт возможность справляться с проявлениями стресса в моменте, то есть быстро и самостоятельно успокаиваться и возвращать себе способность думать.

Стресс — это нормально. Плохо, когда мы живём в этом состоянии постоянно и не умеем с ним справляться. Это отражается на наших умственных способностях и здоровье. У нас могут появиться хронические болезни, панические атаки и бессонница. Мы хуже учимся, запоминаем новое и теряем способность концентрироваться. Но с этим можно и нужно справляться. Попробуйте.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Детский стресс. Признаки стресса у детей и способы борьбы с ним

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. А если ещё кажется, что даже родители не любят или любят недостаточно сильно, то и там до настоящего стресса недалеко. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь страдальцу?

Стресс у ребенка. Фото — фотобанк Лори

Факторы риска

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

Фактор стресса — детские конфликты

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Школа и психологическое воспитание

Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.

Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.

Роль учителя — помочь адаптироваться к школе

Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения. Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов. Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.

Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.

Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.

Памятка для родителей первоклассника

Причины школьного стресса

Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».

Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.

Первый день в школе -большой стресс для ребенка

Причины стресса у ребенка в школе

Начало обучения в школе – неизбежный этап жизни каждого ребенка. Как бы старательно родители ни готовили своего ребенка, он все равно получает стресс, последствия которого могут проявиться в его поведении и настроении. Стресс в школе является частым для детей всех возрастов. Старшеклассники тоже оказываются в стрессовых ситуациях, несмотря на то что уже привыкли к учебному ритму.

Стресс в школе — отнюдь не редкое явление

Что родители могут сделать своими силами

  • Любой стресс нарушает психическое равновесие, поэтому необходимо установить уравновешенный ритм жизни. Достаточно ли ребенок спал, ел, отдыхал после даже небольшой физической или психической нагрузки?
  • В продуктах питания для ребенка должно содержаться большое количество витаминов группы В, С (свежие фрукты, овощи, земляника или черника по 1 стакану 1 раз в день и/или прием поливитаминов).
  • Отсутствие избыточной стимуляции. Многие родители, наоборот, пытаются ребенка отвлечь, нагрузить информацией, что плохо отражается на его психике.
  • Отсутствие скандалов, истерик и лишнего напряжения по поводу состояния ребенка.
  • Родителям нужно пересмотретьчрезмерные требования к собственному чаду по поводу учебы и поведения.
  • Необходима поддержка и защита в любой форме: успокойте и поддержите ребенка, дайте ему понять, что родители его любят. Очень важен тесный контакт с «безопасным» для ребенка человеком (легкий массаж, поглаживания, надавливания, разминание, прикосновения, совместное купание в течение непродолжительного времени, плавание в бассейне).
  • Лишь после того, как ребенок успокоился, заново проанализируйте ситуацию, объясните, что ребенок сделал не так, чего не учел в конкретной ситуации. Надо давать оценку конкретным фактам в поведении, а не ребенку.
  • Можно попробовать использовать отвары трав с успокаивающим эффектом: успокаивающий сбор, чай из мяты, мелиссы, отвар корня валерианы. Подойдут и успокаивающие ванны на 10-15 минут при температуре 38 °С с ароматизированными добавками. Используйте и ароматические масла, добавляя их на ночь в специальную лампу.

Консультация для педагогов «Развитие стрессоустойчивости у детей с помощью тестопластики»

Валентина Запорожец
Консультация для педагогов «Развитие стрессоустойчивости у детей с помощью тестопластики»

Развитие стрессоустойчивости у детей через

использование – арт-терапевтического метода (тестопластики)

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образования. На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание программ и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.

Но мы с Вами поговорим о старом забытом…., или о том что, окружает наше общество, нашу жизнь.

Стресс — неотъемлемая часть современной жизни. Стресс, в своё время, переживает каждый человек. Взрослому человеку легче он справиться со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей. У ребёнка стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта он не в состоянии с ним бороться. Что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его, в этом и состоит механизм стресса.

Стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное, в зависимости от его выраженности. Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

Так как стрессоустойчивость — качество непостоянное, значит, его можно развивать психотренингом, привычкой к ежедневному напряжённому творческому труду и различным видам деятельности.

Поступление ребёнка в детский сад, школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычное поведение, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Детский сад с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимально мобилизовать все его интеллектуальные и физические силы. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: коллектив, персонал детского сада, изменение режима, непривычно ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Ребёнок — это, по сути дела, обычный человек, но который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей, гораздо труднее, чем у взрослого. Детский стресс запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют признаки, по которым можно определить, что ребёнок находится в состоянии стресса:

частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;

постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;

постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;

возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький;

расстройства без видимой на то причины;

озабоченность сверх меры своим здоровьем;

агрессивное отношение к окружающим

педантизм и максимализм: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;

беспричинные тревоги, волнения и страхи;

дефекты речи или нервные тики;

Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты, очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, это является арт-терапия. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Термин «арт -терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме человек «потребляет» художественные произведения,созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии человек сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д

Представлено несколько видов арт-терапии.

Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств.Выделяют следующие виды:

оригами и тестоапластикотерапия.

Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, вековых кризисов, травм, невротичных расстройств и тому подобное.

Хотелось бы остановиться на Тестопластикотерапии – лепка из соленого теста.

Тесто – приятный и податливый материал, с которым дети работают с большим удовольствием.

Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для маленьких рук.

Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.

Лепка из солёного теста позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках.

Для дошкольников, особенно, с недостаточной координацией движения рук и слабым развитием мелкой моторики, это занятие будет полезным и интересным.

Ведь мы можем, лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.

Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.

Создаем и разрисовываем фигуры из теста.

Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.

Создаем амулеты и обереги.

Ребёнок когда лепит из теста, глины он становится мастером, не ведая этого!

Арттерапия поможет ответить на вопрос «кто я, каков смысл моей жизни?», «что есть мир вокруг?». Творчество дает нам силы для преодоления трудностей, помогает решать нам внутренние и внешние конфликты страха перед ними.

Методы арт-терапии исцеляют душу с помощью искусства и творчества.

Недостатком арт — терапии может являться то, что глубоко личный характер может привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми.

Я предлагаю Вам взять несколько комочков теста и слепить «ОБРАЗ СВОЕГО НАСТОРОЕНИЯ»

Консультация для педагогов «Формула безопасности» Формула безопасности гласит: Предвидеть опасность; при возможности – избегать; при необходимости – действовать. Современное общество несет.

Консультация для педагогов «Как не сгореть на работе» Любая деятельность, которой человек занимается ежедневно из месяца в месяц, из года в год, накладывает на личность определенный отпечаток.

Консультация для педагогов ДОУ «Дети с ОВЗ» Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство.

Консультация для педагогов «Игра — это искра» Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры» Театрализованные игры -средство речевого развития ребенка — дошкольника. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом.

Консультация для педагогов «Наша память» Консультация для педагогов. » Наша память». Сила мысли. Разгадывайте сканворды и ключворды,читайте книги,играйте в слова. Когда мы думаем,в.

Консультация для педагогов «Пушистое лекарство» Кошка – одно из самых любимых и почитаемых животных на планете. Наверное, каждому человеку знакомы ощущения, возникающие в тот момент, когда.

Консультация для педагогов «Самообразование педагогов в ДОУ» Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваивается каждые 10 лет. Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация для родителей и педагогов «Игрушки из бросового материала» Тема моей консультации «Игрушки из бросового материала». Вы наверняка видите какими игрушками предпочитают играть современные дети, но я.

Ох, нелегкая это работа…

Пожалуй, в сентябре это «но» выходит на первое место. И не важно, идет ли ребенок «первый раз в первый класс» или уже заканчивает школу, жизнь ставит перед учениками и их родителями новые проблемы, которые не всегда легко решить. В современном мире посещение школы для ребенка и его родителей — бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год — новые стандарты и требования. Сегодня вся школа учится по учебнику Иванова, завтра по учебнику Петрова, а послезавтра только автор Сидоров признается достойным специалистом.

Даже на Западе, где школьные программы не претерпевают таких неупорядоченных скачков в разные стороны, специалисты признают, что все стороны, вовлеченные в учебный процесс, — учителя, родители и ученики — испытывают довольно высокий уровень стресса, связанный с началом учебного года.

Блюз и паника

Из чего складывается такой стресс?

Во-первых, это «первосентябрьский блюз» — печаль по поводу того, что каникулы прошли и начались «трудовые будни». Опять уроки, опять ранние сборы в школу, родительские собрания, секции, репетиторы и т. п. Тяжело от этого не только ученикам, но и родителям.

Дети, особенно ученики младших классов, далеко не всегда могут самостоятельно поддерживать темп работы. Мозг еще не созрел для того, чтобы концентрировать внимание долгое время на отдельных занятиях, особенно если они кажутся ребенку скучными и долгими. Так что родители несут всю ответственность на своих плечах. От этого не только загрустить, но и в панику впасть можно. Поэтому, наверное, даже уместно говорить о «первосентябрьской панике».

Во-вторых, многих посещает «первосентябрьская тревога». Как ребенок будет справляться, как в предстоящем году сложатся отношения с учителями и одноклассниками? Неизвестность нового учебного года вызывает беспокойство детей и родителей.

Непосильная ноша

Даже в советские времена, когда программа была размеренной и учитывала необходимый баланс учебы и отдыха учащегося, всегда были дети, которым школьная жизнь давалась нелегко. А нынешняя программа требует от ребенка полной самоотдачи. Режим и темп расписания на неделю может быть крайне напряженным и даже на грани невыполнимого.

Дети и поют, и пляшут, и рисуют, и пишут еженедельные рефераты, и делают еще много чего. Казалось бы, разностороннее развитие, что может быть лучше? Но среди такого разнообразия общеразвивающих занятий на необходимые предметы остается не так уж много времени.

Учителя так же «несутся» в запарке сквозь требования новой программы, не имея возможности уделить время отстающему ученику. Получается, «не понял — твои проблемы». Поэтому нередко в дополнение к школьным занятиям ребенок занимается еще и с репетитором.

Дети перед лицом трудностей

Как школьная гонка сказывается на детях:

1. Переутомление и выгорание. Дети, особенно младшие школьники, которым приходится не только осваивать новые предметы, но и адаптироваться к новой жизни, не так выносливы, как думают составители школьных программ. Бдения над чистописанием до 2 часов ночи быстро истощают их физические ресурсы. Начинают страдать внимание и память. Но снижение темпа учебы грозит тем, что ребенок отстанет от школьной программы. Поэтому родители и учителя нередко надавливают на ребенка сильнее, требуя приложить еще больше усилий. Это часто приводит к тому, что ученик не просто теряет интерес к учебе, но и начинает испытывать к ней отвращение.

2. Школьная тревога. Нажим на школьника, постоянные упреки со стороны учителей и родителей, а также проблемы со одноклассниками могут вызвать у ребенка страх перед школой. Он может просто отказываться туда идти, устраивать утренние истерики, намеренно долго есть и одеваться. Может даже прогуливать уроки. А бывает, что у него развивается психогенная рвота или поднимается температура. И так каждый будний день. Зато в выходные и праздники школьник чудесным образом выздоравливает.

3. Депрессия. Да, у детей тоже бывает депрессия. Что поделать? Ребенок может почувствовать себя неспособным к новой жизни. У него что-то не получается, что-то вызывает смех одноклассников и порицание учителей. Даже если он очень-очень старается, не все проблемы он может решить сам. Самооценка падает, падает и настроение.

Что могут сделать родители?

Переутомление, тревога, депрессия развиваются тогда, когда нервная система не получает возможности восстанавливаться после длительной умственной нагрузки. Особенно если к этому присоединяется груз отрицательных эмоций, или если речь идет о ребенке с диагнозом «синдром дефицита внимания». Конечно, родители не могут повлиять на интенсивность школьной программы, но они могут повлиять на то, как она будет распределена в жизни ребенка.

Поэтому основной совет — сбалансировать режим учебы и отдыха для того, чтобы у ученика было время для восстановления сил.

Вообще, большинство рекомендаций родителям школьников банальны, но в запарке школьного года даже они упускаются из виду, отодвигаются на второй план. Ведь главное — чтобы успеваемость не упала и четверть была закончена хорошо.

Однако стоит вернуться к основам:

1. Один из самых важных факторов, который помогает решить многие школьные проблемы, — полноценный сон. Ребенок 7–10 лет должен спать 10–11 часов.Исследования показывают, что недосыпающие дети учатся гораздо хуже, чем могли бы, имея адекватный отдых. Уставший ученик становится невнимательным, легко отвлекается, плохо запоминает материал. Ему требуется гораздо больше времени для усвоения знаний. Сон является частью хорошо организованного режима дня. Однако дети не могут сами себя эффективно организовать, и родителям необходимо приучать их к этому. Для детей важны ритуалы, связанные с распорядком дня, чтобы все вещи были на одном и том же месте и одно занятие привычно чередовалось с другим.

2. Но не только дела и обязанности должны чередоваться. Поучились — поиграли. Ребенку надо обязательно двигаться. И не только потому, что у детей должно быть веселое детство. Физическая активность хорошо снимает последствия стресса, помогает переключиться на темы, не связанные с уроками, и потом со свежей головой продолжить учебу.

3. Если вы видите, что ребенок, несмотря на все попытки снизить уровень стресса, не справляется с учебой, у него развивается депрессия и негативное отношение к школе, — подумайте о домашнем образовании. Дома будет гораздо легче создать гибкий график, планировать расписание, отводить больше времени на трудные для ребенка темы. Если вы ярый сторонник социализации, то походы в кружки и секции не возбраняются. А в более старших классах, когда ребенок привыкнет к учебе, он вполне может вернуться в школу и продолжить образование в детском коллективе. опубликовано econet.ru

Автор: Стилсон Наталья

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Симптомы стресса первоклассника

Смена детского сада на школу не может не повлиять на ребенка. Вместо игровых занятий ему приходится сидеть на уроках, соблюдать дисциплину и выполнять домашние задания. Эти перемены вызывают огромный стресс, что может вылиться в проблемы с обучением, изменениями в поведении и ухудшении состояния здоровья:

  • тревожный сон или постоянная сонливость;
  • отсутствие аппетита;
  • истерики;
  • демонстративное отсутствие интереса к учебе и желание увильнуть от школьных занятий;
  • потеря веса;
  • чувство страха перед каждым приходом в школу;
  • апатия или раздражительность.

Эти симптомы могут проявляться в зависимости от характера. Дети, чья психоэмоциональная система устойчивее, менее подвержены стрессовым ситуациям и лучше переносят условия, к которым приходится приспосабливаться.

Отсутствие аппетита — один из симптомов стресса

Адаптация первоклассников к школе

Психологи выделяют три группы первоклассников в зависимости от их способности адаптироваться к незнакомой для них среде:

  1. Дети, которые за несколько месяцев приспосабливаются к условиям в школе. Они дружелюбны, веселы и у них ровное настроение. Им несложно выполнять требования учителя, они хорошо учатся. У детей с таким складом характера стресс в младшей школе проходит практически незаметно.
  2. Вторая группа учащихся тяжелее приспосабливается к новым условиям. Первоклассника могут угнетать уроки, на которых приходится сидеть долгое время. Эта группа тоже постепенно социализируется. Стресс проходит заметнее, но школьникам удается с ним справиться без помощи взрослых.
  3. Третьей группа детей младшего школьного возраста не может долго подстроиться под новый режим жизни. Они срывают уроки, демонстрируют плохую успеваемость. Помочь им адаптироваться в новой среде может только психолог. Стресс у этих школьников выливается в полное отсутствие взаимопонимания как со сверстниками, так и с учителями.

Некоторым детям для адаптации к школе нужны консультации у психолога

Трудности обучения

Безумный ритм жизни и переутомление все равно влияет на первоклассника следующим образом:

  • неуспеваемость;
  • лень;
  • потеря интереса к учебе;
  • уход в воображаемый мир;
  • задержка мышления при развитой речи (вербализм);
  • постоянные заболевания.

Среди острых проблем может стоять плохое поведение первоклассника. Ребенок не только не желает учиться, но и срывает уроки, отказывается отвечать на занятиях и с неохотой делает домашние задания. Он нередко оказывается зачинщиком драк и конфликтов, вступает в споры с учителями, привлекает к себе внимание.

Парадоксально то, что чем больше ребенка наказывают, тем сильнее проявляется его отрицательное поведение, поэтому родители не знают, что с этим делать.

Отсутствие физических упражнений, гиперактивность становятся причинами подобного поведения. Ребенку младшего школьного возраста требуется выпустить пар, что приходится делать в стенах учебного заведения. Таким детям рекомендуется посещение психолога, особое отношение к ним родителей.

Занятия спортом могут облегчить ребенку адаптацию к школе

Помощь первокласснику

Рекомендации психологов, как избежать стресса:

  1. Ребенку требуется поддержка. Если он провинился, не успевает в школе или не хочет учиться, необходимо показать ему, что его любят. Ребенку нужно прививать интерес к учебе, хвалить даже за самые мелкие победы и развивать в нем уверенность в собственных силах. Он должен знать, что его уважают и любят, считают умным и способным и верят в то, что ему удастся со всем справиться. Если ребенок уходит в себя, пряча таким образом свои переживания и школьный стресс, родителям необходимо наладить с ним контакт.
  2. Школьник с прекрасной речью, но отсутствием логического мышления, нуждается в дополнительном обучении. Такого первоклассника нужно не ругать, а обучать и делать с ним упражнения, в ходе которых его мышление будет развиваться.
  3. Плохое поведение подсказывает родителям, что их ребенок лишен внимания. Если он особенно агрессивен и имеет склонность к созданию конфликтов, ему потребуется помощь психолога. Качественная диагностика, упражнения для снятия стресса, повышение стрессоустойчивости и правильная работа с таким первоклассником непременно помогут улучшить ситуацию.

Проблемы с концентрацией поможет решить консультация у психолога

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

Стресс в возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

Стресс у дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

Стресс у младшеклассников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
  • Родители замечают частые попытки обмануть их.
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

Признаки стресса у школьников

Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:

  1. Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
  2. Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
  3. Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
  4. Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.

Нежелание идти в школу — признак стресса

Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.

Наиболее частые проявления стресса

  • Затруднение или нарушение сна, когда ребенок всхлипывает во сне, ему снятся кошмары, он просыпается от них. Наблюдаются все признаки повышенной чувствительности.
  • Ребенок становится более раздражительным, возникают вспышки гнева, не типичные для него в прошлом.
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание, отказывается от деятельности, которую ранее успешно выполнял (приготовление уроков, еда, питье и т. д.), возникает не свойственная ему лень, усталость.
  • Возврат к тем типам поведения, которые были для ребенка свойственны на ранних этапах развития (энурез, грубость, избыточная детскость в поведении, чрезмерная привязанность к матери, кусание ногтей, сосание пальцев и т. д.).
  • У подростков нередко наблюдается асоциальное поведение, агрессивность (может нагрубить однокласснику или учителю, ударить кого-то).
  • Возникновение психосоматических расстройств. Например, у ученицы пропадает голос из-за того, что учительница сказала, что ее оценки будут невелики.

Семья, как источник поддержки

В трудные минуты поддержка семьи имеет решающее значение. Ребенок должен быть уверен, что его услышат, а проблемы не будут высмеяны или преувеличены. При этом, нельзя всеми способами устранять неприятные ситуации. В конце концов, стресс является неотъемлемым элементом жизни и чем скорее школьник научится с ним справляться, тем легче переживет более серьезные ситуации.

Довольно часто, вместо помощи, семья способствует ухудшению психологического настроя. Чтобы этого не произошло, избегайте следующих моментов:

1. Запугивание с помощью школы или учителей. Сообщения «в школе над тобой будут смеяться » или » тебе будет трудно» вызывают тревогу и нежелание ее посещать. Вместо подобных выражений, расскажите, что в школе его ждут новые знакомства или друзья с которыми можно поделиться впечатлениями о прошедших каникулах.

2. Страх близких. Иногда родители, опасаясь за ребенка, показывают свое расстройство, что становится причиной стресса у школьника. Он полагает, что если мама и папа волнуются, значит класс не такое уж и безопасное место. Не проявляйте чрезмерного беспокойства в присутствии ученика, настраивайте его только на лучшее.

3. Пугающее будущее. Дети часто слышат от взрослых — «если не будешь хорошо учиться, ты ничего не добьешься в жизни». Эти слова приносят вред, особенно в случае детей среднего и старшего школьного возраста. Многие подростки имеют на этот счет иное мнение, потому что видят обратное. В этой ситуации, объясните свою позицию на основе фактов без гипотетических последствий. Например, если ребенок решил, что хорошие оценки спортсменам не нужны, напомните о возможности травмирования. Спортсмены покидают избранный путь после серьезной травмы, и приходится искать другую работу с достойной оплатой труда.

4. Амбиции. Обычно родители считают своих крох чрезвычайно умными и талантливыми, что становится для ученика проблемой. Взрослые ждут от него высоких оценок, а когда ожидания не оправдываются, набрасываются с упреками «почему 4?». Таким образом, родитель сообщает, что он не соответствует своей семье, а это в свою очередь, вызывает дополнительный стресс. Не все дети одинаково способные, а оценки — всего лишь оценки, а не источник несчастий в будущем. Многочисленные исследования показали, что высокие показатели в школе не гарантируют успеха во взрослой жизни. Гораздо большее влияние на удовлетворение жизнью имеют социальные навыки, умение строить отношения и добиваться цели.

Классный час

Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя. Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.

Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах. Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей. Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.

Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.

Как снять стресс у школьника

Если наблюдаются тревожные симптомы, прежде всего, необходимо поговорить с ребенком. Выяснив, что источником тревоги служат проблемы в школе, родители должны показать свое понимание и оказать поддержку. В трудных ситуациях, например, когда школьник боится первого дня в школе, дайте понять, что он справится. Чтобы ободрить, приведите пример из собственного опыта, расскажите о своих переживаниях и признайте, как тяжело их было преодолеть. Обязательно закончите рассказ положительно. Если ребенок получил низкий бал, попробуйте проанализировать, что именно пошло не так. Важно, чтобы школьник не слишком винил себя («я глупый», «я дурак»), а заметил причину, например, забыл старую тему, и ее следовало иногда повторять.

Проверьте, насколько хорошо школьник владеет необходимыми навыками. Эти способности варьируются в зависимости от возраста. Младший ученик должен уметь пользоваться туалетом, мыть руки, переодеваться без помощи взрослых. Кроме того, его следует научить настойчивости и воспитать уверенность в себе. Благодаря этим качествам, риск развития стресса значительно снижается. Кроме того, обратите внимание на нагрузку в школе, возможно, ребенок устал и требуется небольшой перерыв, особенно, если это подросток. Не бойтесь делать внеплановые выходные хотя бы раз в четверть, это поможет предотвратить стресс, а также страх посещения образовательного учреждения.

Школа и стресс: Когда ребенок не учится, а мучается

В современном мире посещение школы для ребенка и его родителей — бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год — новые стандарты и требования.

С самого начала августа мы видим на билбордах и в витринах изображения детей с рюкзаками и цветами, весело шагающих в школу. Однако многие ученики и их родители не разделяют радости рекламных школьников. Это не значит, что всё безрадостно и беспросветно — ведь в школе старые и новые друзья, интересные занятия и кружки и много других нескучных занятий. Но…

Причины стресса подростков

Несмотря на то что школьники 12–17 лет уже привыкли к учебному режиму и полностью под него адаптировались, они подвержены стрессу не меньше первоклассников. Подростки с их нестабильным гормональным фоном имеют массу причин, которые приводят к стрессовым ситуациям.

Ранимость юношей и девушек, желание казаться крутым и взрослым становятся почвой для многочисленных конфликтов как со сверстниками, так и с учителями.

Причины, которые вызывают стресс у ребенка старшего школьного возраста:

    • насмешки одноклассников;
    • недовольство собой;
    • страхи перед экзаменами и их результатами;
    • выбор профессии;
    • пугающая мысль об ошибке выбора в жизни;
    • загруженность, сложность восприятия школьного материала;
    • отставание в учебе по сравнению с одноклассниками;

Школьный стресс: причины и скорая помощь

Начало учебного года, особенно первого, иногда превращается в проблему. Как помочь ребенку преодолеть стресс и не усугубить?

Как избавиться от стресса

Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:

  1. Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
  2. Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
  3. Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.

Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.

Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.

Cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Как и взрослые, дети стараются защититься от маленьких и больших сложных или неприятных событий, когда они случаются в их жизни. К первым можно отнести незначительную ссору, легкие усталость или заболевание, посещение незнакомых мест или людей (например, врачей). Пример вторых — переезд в другую часть страны или за границу, конфликты в семье или развод родителей, тяжелая болезнь кого-то из близких или самого ребенка, смерть члена семьи.

Стресс — самая естественная защитная реакция человека — помогает собраться с силами и выдержать неприятности, но у такого душевного и физического напряжения есть и последствия: дети могут некоторое время ощущать слабость, быть тревожными, капризными и легко расстраиваться, хуже есть, спать и меньше радоваться тому, от чего раньше получали удовольствие.

А хронический стресс, который бывает от слишком болезненных или длительных неприятностей, приводит к тому, что силы и ресурсы ребенка заканчиваются, и он рискует серьезно заболеть или начать вести себя проблемно. Например, агрессивно, демонстративно или, наоборот, замкнуто, отчужденно. Почти каждый из нас встречал детей, которые «кричат» о своих внутренних конфликтах и напряжении, но не языком слов, а языком обмана, воровства, правонарушений и т.п.

Помочь ребенку полностью справиться с небольшим стрессом и легче переносить хронический могут взрослые, если научат его способам уменьшать напряжение, то есть расслабляться. Вот несколько из них.

1. Говорить о своих чувствах и мыслях

Поощряйте детей не держать проблемы и напряжение внутри, а рассказывать о них при помощи слов. Тогда у ребенка не возникнет необходимости «сообщать» о стрессе через телесные симптомы (например, тики, навязчивые действия и др.), болезнь или вызывающее опасения поведение.

О сложных вещах легче рассказывать человеку, которому можно доверять и не бояться осуждения. Поэтому постарайтесь не оценивать, а просто понять ребенка и его переживания и только затем предложить свою посильную помощь.

2. Дышать

Дыхание — один из мощных механизмов саморегуляции нашего организма. Даже маленькие дети могут сосредоточиться на своем дыхании до нескольких минут, сидя в удобной позе на стуле или лежа с закрытыми глазами и вслушиваясь в свой вдох и выдох. Таким образом ребенок отвлекается от проблем и восстанавливает ресурсы тела. В дополнение к этому можно использовать релаксационную музыку или медитацию. Ежедневная практика осознанного дыхания принесет ребенку устойчивый результат: сохранение спокойствия даже в трудных ситуациях.

3. Визуализировать

Почувствовать себя спокойнее и счастливее легче, если ярко и наглядно представить себе место, где вам хорошо. Попросите ребенка закрыть глаза и описать это место: что он там видит, слышит, чувствует кожей, чем там пахнет. Лучше всего делать это в тихом помещении, где ему будет удобнее расслабиться и погрузиться в приятные ощущения.

4. Проводить время на природе

Солнце естественным образом повышает настроение благодаря витамину D, а свежий воздух, шелест деревьев, плеск воды и щебет птиц помогают укрепить эмоциональное здоровье и стрессоустойчивость. Независимо от того, находитесь ли вы в лесу, в парке или у водоема, попросите детей сосредоточиться на том, что их окружает: аромате цветов, звуках вокруг. А затем вместе сравните ваши впечатления.

Если же в силу сложных обстоятельств или предрасположенности ребенок обладает низким уровнем стрессоустойчивости, то дополнить эти способы и помочь ребенку научиться регулировать свое состояние можно при поддержке психолога.

Помощь подростку в стрессовых ситуациях

Психологи рекомендуют родителям подростков сделать все возможное, чтобы научиться понимать и выслушивать ребенка. Его нужно контролировать, но делать это ненавязчиво, оставляя личное пространство и свободу.

Научитесь относиться к нему как к взрослому, чтобы он чувствовал уважение и понимание с вашей стороны. Как бороться со стрессом в школе:

    1. Нельзя ни в коем случае осуждать и сравнивать его с более успешными школьниками в его классе.
    2. Прислушиваться к мнению подростка, т. к. навязывание собственной точки зрения – заведомо провальная тактика. Если ваши мнения диаметрально противоположны, постарайтесь проявить максимум терпения и уважения к ребенку, поговорить с ним и найти слова, способные убедить его в своей правоте. Это поможет избавиться как от школьных стрессов, так и общей нервозности.
    3. Снизить нагрузку. Порой занятия в большом количестве кружков и секций приводят к переутомлению и стрессу. Чтобы избежать этого, рекомендуется дозировать учебу ребенка и совмещать ее с чем-то, что подростку действительно интересно выполнять – творческими заданиями, музыкой, танцами и т. д.

Как ребенку справиться со стрессом в школе

Стрессы и следующие за ними расстройства адаптации у детей школьного возраста бывают разными, составляя до 40% поводов для обращения за помощью к специалисту. Стрессы классифицируются от легких (конфликты в школе) до тяжелых, когда ребенок подвергается насилию, получает физическую или психическую травму, находится длительное время в состоянии, угрожающем жизни (попал в аварию, был свидетелем аварии на дорогах, совершено сексуальное нападение на девочку-подростка со стороны ровесников или взрослых мужчин и т. д.). Однако такая градация является условной: тяжелый стресс может возникнуть и у девочки-отличницы, получившей всего лишь одну плохую оценку. О признаках стресса и помощи ребенку в трудной ситуации рассказывает психолог, кандидат медицинских наук Михаил Васильевич Шипилов.

Часто встречается острая реакция на стресс, возникающая в течение 8 часов с момента действия стрессового фактора. К концу этого периода у детей возникает адаптация к нему. Если стрессовый фактор продолжает действовать в течение 48 часов, реакция должна пройти. Эти расстройства адаптации сохраняются не более 6 месяцев. В противном случае следует говорить уже о психическом заболевании (депрессии или других расстройствах психики).

Диагностика стресса у детей и подростков

Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».

Интервью-тест

Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.

Беседа психолога с ребенком

Установка контакта

  • Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
  • Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
  • Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
  • Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.

Метод «Поговорим Молча»

Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.

Психологическая помощь для ребенка очень важна

Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:

  • Определиться с фломастерами.
  • Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
  • Совместно придумать название для рисунка.

С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.

Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.

Как проявляется стресс у школьников

Симптомы, которые являются результатом стресса, наиболее легко обнаруживаются у детей младшего возраста, потому что в отличие от подростков, они не скрывают своего состояния. Среди известных признаков, это:

  • ночное недержание мочи
  • раздражительность, агрессивное поведение
  • апатия, сонливость, снижение концентрации внимания
  • появление тенденции к пессимизму или фантазированию
  • пренебрежение обязанностями
  • желудочно — кишечные расстройства (например, боли в животе, диарея, рвота)
  • головная боль, сухость во рту, повышение мышечного тонуса (в частности, шеи и плеч)
  • снижение иммунитета.

Чем опасен стресс у детей

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Марина Варламова
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PrimeMedical